Оценка состояния туристской отрасли в крае. Ресурсы и возможности их развития Приморский край, в сравнении с другими субъектами российского Дальнего Востока, на настоящий момент имеет наиболее развитую туристско-рекреационную инфраструктуру (см. табл. в приложении). Однако в сравнении с сопредельными странами уровень развития туристской инфраструктуры остается крайне низкой, Уровень развития инфраструктуры не отвечает и собственным природным возможностям развития туристской отрасли. И хотя настоящие время здесь всё более отчётливо вырисовываются контуры турбизнеса как самостоятельной отрасли экономики, основным сдерживающим ее развитие фактором остается низкий уровень развития как специальной, так и общей инфраструктуры. История разработки теоретических основ рекреации и туризма в Приморском крае достаточно длительна: первые результаты научных исследований по данной тематике были опубликованы ещё в 1968 году. Сегодня известно более 250 научных статей и нормативно-методических разработок, которые легли в основу «Программы …» и «Концепции …» развитие туризма в Приморском крае до 2005 года, утверждённых губернатором Приморского края («Постановление …» № 500 от 13.09.1996 г.). Непосредственно в сфере туристских услуг занято около 180 фирм и предприятий, из которых около 20 ориентированы на въездной и внутренний туризм. География этих видов туризма в 1995-1997 гг. охватывала 25-34 страны мира. Это показательно для субъекта федерации, который ещё недавно был закрытым для иностранцев и по этой причине являлся «проблемным» в отношении международного туризма. Несмотря на общую тенденцию снижения выезда туристов за границу по России в целом, в Приморском крае поток выезжающих за рубеж выше уровня предшествующего года. Наиболее посещаемыми странами стали: Китай (более 190 тыс. поездок), Республика Корея (7 тыс.), Япония и Таиланд (более чем по 6 тыс.). В 1997 г. Приморский край посетили около 30 тыс. туристов из 34 стран мира. По-прежнему основной поток составляют граждане КНР (примерно 23 тыс., что несколько больше, в 1996 г., но ниже уровня 1995 г). Туристская отрасль Приморского края продолжает занимать 4-5 место среди регионов в России, пропустив вперёд традиционно развитые Москву, Санкт-Петербург, Краснодарский край. В последние годы помимо китайского направления (объёмы которого составляют более половины российского) успешно развиваются туристские связи Приморского края с США, Японией, Таиландом, Сингапуром, Тайванем, Италией и другими странами Западной Европы и АТР. В город Владивосток стали ежегодно заходить высококомфортабельные круизные суда из США и Японии. Совершенствуются туристские авиамаршруты Владивосток-Пхеньян, Владивосток-Сингапур, маршруты по южному Китаю, Таиланду, по японским префектурам Тоттори, Фукуи, Тояма, в Гонконг. В настоящее время многие турфирмы края переориентируют свою деятельность на развитие въездного и внутреннего туризма. Такие фирмы, как «Дальинтурист», ПБММТ «Спутник», Владивостокское бюро путешествий и экскурсий, «Любо», «Раути», Союз туристов Приморья и другие предлагают маршруты выходного дня, автобусные экскурсии по городу, поездки в таёжные места, на водопады, на рыбалку. Автобусные экскурсии по Владивостоку и по его окрестностям, а также поездки по Приморью организуют Владивостокское бюро путешествий, «Дальинтурист», «Амурский залив», «Компос-трэвел», «Раути» и другие. ПБММТ «Спутник» под руководством опытных инструкторов «продаёт» сплавы по рекам Арму и Амгу, рыболовные и охотничьи туры в наиболее привлекательные районы Приморья. Уже сегодня интерес иностранных туристов к Приморью вызывает необходимость создания трёх комплексных кольцевых туров по таёжному Сихотэ-Алиню. Первый тур – по южному Сихотэ-Алиню, второй – по среднему и третий – по северному Приморью (см. рис. 1). Наиболее реальна организация первого тура (Владивосток – Уссурийск – Арсеньев – Кавалерово – Ольга –Лазо – Партизанск – Находка – Владивосток). Инфраструктурная «цепочка» этого тура будет включать: комплексные туристские центры с 3-5-дневным пребыванием туристов и полным набором услуг; туристско-экскурсионные подцентры с 1-2-дневным пребыванием туристов и полным набором услуг; экскурсионные пункты с 2-3 часовым пребыванием туристов и набором дополнительных услуг. Длительность тура ( в зависимости от программы ) составляет от 5 до 12 дней. Создание комплексных туров может стать одним из способов оживления экономики края, развития транспортных и других инженерных коммуникаций и даст 2-3 тыс. новых рабочих мест непосредственно в сфере туризма и 15-20 тыс. мест в сопутствующих производствах. Последние годы в системе территориально-отраслевых приоритетов развития экономики края туристская отрасль занимает 7-е место (табл. 1). По предварительным оценкам более перспективными видами хозяйственной деятельности в Приморье остаются только:
Таблица 1 Территориальная
дифференсация
Примечание: "+++" - наибольшие приоритеты; "++"" - эффективное развитие; "+" - возможное развитие; "--" - условия развития отсутствуют. Однако, отмечая возрастающее значение туризма как отрасли и динамичность его развития на фоне традиционных отраслей экономики края, нельзя не заметить постоянно возникающую опасность перехода на неустойчивый и скачкообразный характер его развития по ряду причин: отсутствие государственной поддержки туризма, постоянные изменения в политике налогообложения, ужесточение таможенных формальностей, низкая степень безопасности пребывания иностранных граждан и др.
Туристские ресурсы Приморского края и возможности их развития Приморский край обладает значительными ресурсами в форме природных, археологических, исторических и культурных достопримечательностей для расширения международного и внутреннего туризма. Уже сейчас край привлекает большие потоки иностранных визитеров и еще большие потоки внутренних туристов, прибывающих в край в основном на экскурсии, для пляжного отдыха, а также для удовлетворения специальных интересов, спортивного отдыха и рекреационной деятельности в таких формах как кемпинги, спелеология, треккинг, спуск по бурным рекам, речная и морская рыбалка*, охота. * Богатая и разнообразная фауна Приморского края включает более 970 видов рыбы, из них 872 вида морские и около 100 видов - пресноводные. По объему, туризм Приморского края занимает 4-е место по России в целом. Зарубежные туристы из более чем 30 стран посещают Приморье регулярно. Интенсивность международных экономических отношений в регионе, как результат создания свободных экономических зон, совершенствования пограничных таможенных процедур, постоянно увеличивается. Это неизбежно ведет к развитию туризма, который в свою очередь требует инвестирования значительных финансовых и материальных ресурсов в туристскую индустрию и смежные с ней отрасли. Растет число прибытий иностранных туристов в Приморье. Во въездном туризме доминируют туристы из Китая и число их устойчиво растет с тех пор как между Россией и КНР было подписано межправительственное Соглашение о свободном туристическом обмене(табл.2). Таблица 2 Число прибытий
иностранных туристов в Приморский край
Источник: Комитет по туризму Администрации Приморского края. Основной поставщик иностранных визитеров в регион - расположенный в непосредственной близости Северо-восточный Китай**(табл.3). ** Край имеет 6 погранпереходов на границе с Китаем: Суйфэньхэ - Пограничное (железнодорожный и автомобильный), Дунин-Полтавка, Краскино-Хунчунь, Турий Рог- Мишань, Марково-Хулинь. Таблица 3 Туристский обмен между Приморским краем и Северо-восточным Китаем
Источник: Комитет по туризму и санаторно-курортному делу АПК Туристская администрация Приморского края капитализирует привлекательность региона для китайских туристов, поток которых при поддержке китайских туристических агентств, в последнее время быстро растет. Этот процесс также подкреплен новыми иностранными инвестициями, направленными на расширение и совершенствование туристских объектов и услуг, в качестве примера можно привести первоклассный отель и бизнес-центр Хендэ во Владивостоке. По данным Комитета по туризму и санаторно-курортному делу АПК, в 2001 году ожидается 10% рост числа туристских прибытий. На март2001 г. в крае было зарегистрировано 204 компании, занимающихся туристическим сервисом, 2 из них - с участием иностранного капитала, (список туркомпаний имеющих лицензию на международную деятельность см. в Приложении 1). Большинство этих компаний (около 80%) расположено во Владивостоке, но география их распространения постепенно расширяется. В туристской отрасли Приморья занято около 2500 человек. Хасанский район, находящийся в южной части Приморского края, является фокусной точкой специализированного туризма в рамках зоны реки Туманная. Район замечателен своим мягким климатом, красивыми ландшафтами, прекрасными пляжами*, а также многообразием уникальной флоры и фауны. Более трети местных растительных видов обладают лечебными свойствами. Дополнительный потенциал для местной туристской отрасли дает охота. Местные охотничьи хозяйства могут предложить иностранным туристам около 10 охотничьих маршрутов на крупную дичь (дикий медведь, олень, кабан и пр.) и около 20 маршрутов для охоты на водоплавающую птицу (фазан, утка, гусь и т.д.). С конца ноября и до начала апреля очень популярен подледный лов в заливах Посьет и Славянка. * Хасанский район имеет 582 км береговой линии, 118 т из которых - песчаные и галечные пляжи шириной 20 м. Протяженность имболее перспективных пляжей - 59 км с потеншмльной вместимостью 100-115 тыс. прибытий в год. Красивые пляжи дают прекрасную возможность для плавсшия п водных видов спорта. Плавательный сезон с температурой воды +16 С, высотой волны не более 3 баллов, оценивается в 125 дней в году, с конца мня и по конец сентября. Туризм на оздоровительных минеральных источниках прекрасно подходит для специфических природных ресурсов Хасанского района и имеет огромный потенциал, хотя и требует значительных финансовых ассигнований и инвестиционных исследований. Поскольку санаторное лечение не зависит в большой степени от климата, то туристский сезон в этом отдельном секторе потенциально достаточно долог. Медицинские грязи являются важным рекреационным ресурсом Хасанского района. Здесь можно найти одно из крупнейших грязевых полей (по количеству и качеству илистых наносов) в России**. ** Бухта Экспедиции в Хасанском районе содержит примерно 60 млн. тонн морской медицинской грязи. Терапевтический грязевый лечебный центр, расположенный в Приморье, предоставляет основу для дальнейшего развития и рекламного продвижения Края как места альтернативного лечения артрита, ревматизма и кожных болезней. Основной спрос на туристские услуги в настоящее время исходит от отечественных туристов. Биологическое разнообразие Хасанского района дает хорошие возможности для эко- туризма. Болотистые районы реки Туманная на границе России и КНДР прекрасно подходят для наблюдения за птицами, рыбной ловли и пешеходных экскурсий. Район, имеющий разнообразную природную пейзажную и культурную привлекательность, предлагает возможности для краткосрочных остановок вдоль морского побережья. Администрация Приморского края, в рамках программы развития района реки Туманная (TRADP) в настоящее время разрабатывает туристский компонент плана развития района «Концепция территориального развития въездного и выездного туризма в Хасанском районе». Этот план имеет целью расширение внутреннего и международного туризма в Приморском крае на устойчивой базе, поэтому Зона экономического развития реки Туманная (TREDA) может лишь выиграть от сохранения здесь природной среды, исторических и религиозных памятников, а также культурных традиций и самобытности населяющих территорию народностей. Этот План- Концепция нацелен также на развитие экологической и рекреационной привлекательности района, и таким образом,. на увеличение числа рекреационных санаториев и курортов на минеральных источниках для населения Дальнего Востока. Основные приоритеты в рамках этой задачи следующие:
В районе также имеется возможность для совершенствования транзитного туризма для визитеров из Яньбяньского корейского автономного округа, выезжающих в Республику Корея и Японию через погранпереход Краскино-Хунчунь и Хасанские порты. В апреле 2000 года пассажирский транзитный маршрут связал Хунчунь через Зарубина с южнокорейским портом Сокчо. Для транзитных пассажиров планируется сделать экскурсионную программу в Хасанском районе и Владивостоке, а также расширить маршрут, включив в него порт Сакайминато* в префектуре Тот-тори (Япония), где проживает много этнических корейцев. Необходимо будет развивать региональную инфраструктуру, улучшая туристское обслуживание и транспортные связи с районами, примыкающими к горе Чанбайшань (Пекдусан) - священному месту для всех корейцев и популярному направлению для туристов из Республики Корея. Российское правительство рассматривает туризм как одно из приоритетных направлений экономического развития и уже запустило долгосрочную Федеральную Программу экономического развития, «Развитие туризма в Российской Федерации». В рамках национальной программы экономического развития в 1996 году был принято Постановление «Развитие туризма в Приморском крае до 2005 года». В 1999 году Приморская дума приняла Закон «Туристская деятельность на территории Приморского края». Тихоокеанский Институт Географии Академии наук в настоящее время разрабатывает «Концепцию и основные направления развития туризма на российском Дальнем Востоке на период 2001-2010 гг.». Первостепенное значение в этих и других документах, имеющих отношение к туризму, придается развитию внутреннего и въездного туризма, для чего планируется принятие следующих мер: 1.Совершенствованиe инфраструктуры, частности, транспорта, pacширениe вместимости отелей, других услуг.
2. Развитие туристского продукта Исследовать потенциал для развития экологического туризма в регионе, Изучить перспективы археологического туризма в регионе; Расширение культурного туризма. Во Владивостоке и Уссурийске имело место наслоение культурных влияний Китая, Кореи, Японии, а также США. В сочетании с оригинальными (русскими и другими) культурными особенностями развитие специальных туристских программ для иностранцев обладает большим потенциалом. 3. Развитие туристской индустрии с учетом охраны окружающей среды Развитие прибрежного туризма нанесло ущерб окружающей среде и имело другие негативные последствия. Поэтому представляется необходимым оценить возможности развития туризма в прибрежных районах и определить возможные культурные, социальные последствия и влияние на окружающую среду от развития туризма; Суммировать все связанные с развитием туризма влияния на окружающую среду. Болота и озера в нижней пойме реки Туманная следует включить в существующие территории природных заповедников. Планы использования этих земель (строго охраняемые заповедные районы, районы для экотуризма, охоты, рыбалки, водного спорта) еще не утверждены ни местной, ни региональной, ни федеральной властью. Стратегии развития, разработанные на федеральном и краевом уровне, содержат в себе вероятность значительного влияния на окружающую среду, поскольку предлагают увеличение туристской активности в дельте Заповедника и в прибрежных районах.. Требования академических институтов более строги и предполагают исключение из сферы туризма всю дельту реки Туманная. Некоторые представители властных структур предлагают разделить весь Хасанский район на части, предназначенные для природоохранения и на участки предназначенные для лимитированного экологического туризма (т.е. для туризма небольших тургрупп с проводником). Планы развития местной администрации Хасанского района, более коммерчески ориентированные, не гармонируют с предложениями федеральных властей. 4. Маркетинговые исследования и реклама туристских услуг. Приморский край сравнительно отдален и неизвестен миру, поэтому реклама его потенциала чрезвычайно важна. Насущно необходимо вызывать интерес среди потенциальных спонсоров на издание брошюр, журналов, бюллетеней, пропаганду инвестиций, в частности в среде российских туристских компаний для развития прибрежного туризма в южной части Приморского края; Для того, чтобы продлить туристский сезон в Хасанском районе необходимо предлагать больше услуг в зимнее время. Поступило предложение учредить туристский центр для зимнего кемпинга, пешеходных экскурсий, подледного лова, охоты, наблюдения за птицами и пр. Найти возможных доноров из Японии, Западно-Европейских стран и США для финансирования компании пропаганды Приморского туризма на мировых рынках; Просить помощи у ВТО, Рабочей группы по туризму Программы Туманган о размещении информации о Приморских маршрутах на интернет - сайтах TRADP и ВТО, 5. Развитие профессионалънык навыков обслуживающего персонала Приморье, хотя и является новичком в сфере туризма, имеет потенциал для создания привлекательного и разнообразного туристского продукта. Тем не менее, качество продукта в значительной степени будет зависеть не только от внутренней ценности составляющих его компонентов, но и от качества соответствующего менеджмента и предлагаемых услуг. Предоставлять и обеспечивать учебные программы для развития людских ресурсов по туристским специальностям с гарантированной занятостью, Сформулировать необходимые образовательные и учебные программы в Приморье для обеспечения предложенных программ развития туризма. Во Владивостоке существует несколько институтов занимающихся подготовкой людских ресурсов в индустрии туризма*. Эти институты с устоявшимися учебными программами отмечают, что для улучшения их учебных курсов требуется более совершенное оборудование, больше лингвистических и библиотечных технических средств, помощь в профессиональном развитии, большая доступность учебных пособий и материалов и более широкие возможности для развития институтского персонала**. * В 2000году
ДВГУ выпустил специалистов по специальности «Туристская
индустрия», ДВ Академия экономики и управления
- по специальности «Туристский Менеджмент»
и «Гостиничный и ресторанный бизнес»,
ДВ отделение СПб гуманитарного университета - по
специальности «Туристский и экскурсионный
менеджмент». Международная бизнес-академия
- со степенью бакалавр в «Международный туризм
и индустрия гостеприимства», Владивостокский
гос. Институт экономики и сервиса готовит студентов
по специальности «Туристский сервис». В свете существующих на настоящий момент условий в Российской Федерации, развитие туризма сталкивается со следующими трудностями: хотя в крае существует большой потенциал для развития туризма, этот потенциал остается нереализованным из-за экономических обстоятельств в крае. Несмотря на то, что Азиатский финансовый и экономический кризис и августовский дефолт 1998 года замедлил рост туристской индустрии в Приморье***, а ситуация последнего времени показала туристическим компаниям, что нацеленность только на одну страну чревата существенными потерями, все прогнозы показывают, что ситуация улучшится в течение ближайших нескольких лет. *** В 1999 году поток иностранных туристов в Приморский край упал на 25 %.
В этом контексте, подходящей стратегией является работать над тем, что может быть сделано немедленно, а затем расширять возможности по мере того как препятствия потоку иностранных и отечественных туристов в и внутри зоны Туманган будут преодолеваться. Наилучшей перспективой для развития туризма в Приморском крае в краткосрочный период могло бы стать увеличение численности бизнес-визитеров на территорию края. Таблица 4 Выездной туризм в Приморском крае, 1995-2000 гг.*
* Включая туристов, выезжающих через Приморский край. Таблица 5 Число прибытий
иностранных туристов,
Таблица 6 Число прибытий
иностранных туристов,
В период 1996 -2000 гг не было Федеральных ассигнований на строительство и реконструкцию туристских объектов Таблица 7 Число прибытий по целям приезда (%)
Таблица 8 Туристские миграции
в Приморском крае (тыс. чел.) и
Таблица 9 Объем предоставленных
туруслуг по Приморскому краю
Таблица 10 Железнодорожные маршруты Владивостока
Таблица 11 Автобусное сообщение междугороднее
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||