КОНЦЕПЦИЯ приграничного сотрудничества в Российской
Федерации
I. Общие положения
Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (далее
именуется - Концепция) определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и
граждан в сфере приграничного сотрудничества. Концепция учитывает накопленный
опыт приграничного сотрудничества и исходит из единства и целостности территории
и внутреннего рынка России и согласования общегосударственных интересов и
интересов населения приграничной территории Российской Федерации.
Концепция раскрывает задачи и основные направления реализации государственной
политики по развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации.
Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются
согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и
сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных
территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения
благосостояния населения, приграничных территорий Российской Федерации и
сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими
государствами.
Приграничное сотрудничество в Российской Федерации основывается на следующих
принципах:
взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других
государств;
мирное разрешение приграничных споров;
взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное
сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;
обеспечение интересов России в приграничном сотрудничестве;
не нанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих
приграничное сотрудничество;
учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных
государств, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений
и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами,
природно-ресурсных, социально-экономических, градостроительных, транспортных
условий развития приграничной территории, а также характера угрозы национальной
безопасности Российской Федерации на приграничной территории;
соблюдение Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве
территориальных сообществ и властей 1980 года.
Приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную
зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних
морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлены
пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу Российской
Федерации, а также территории административных районов и городов,
санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и
других территорий, прилегающих к государственной границе Российской Федерации,
пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря
или пунктам пропуска.
Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, может
определяться в международных договорах Российской Федерации, соглашениях
субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке,
определяемом законодательством Российской Федерации.
Участниками приграничного сотрудничества в Российской Федерации в пределах
своей компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления, а также юридические и физические лица в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Основными задачами приграничного сотрудничества в Российской Федерации
являются:
создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами
власти, деловыми кругами и населением приграничной территории Российской
Федерации и органами власти, деловыми кругами и населением приграничных
территорий сопредельных государств;
развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между
приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств;
содействие взаимопониманию и дружбе между народами, населяющими приграничные
территории Российской Федерации и сопредельных государств;
упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и
групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными
границами, поддержка соотечественников за рубежом, проживающих на приграничной
территории;
совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной
инфраструктуры на приграничных территориях,
совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных,
экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем
приграничных территорий;
обеспечение поддержки органами государственной власти Российской Федерации и
органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в
обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного
сотрудничества;
создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров
через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие
обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной
инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т.д.;
повышение эффективности использования производственной и социальной базы
приграничной территории;
осуществление согласованной градостроительной политики на приграничной
территории;
создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности
реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;
создание условий, способствующих прекращению оттока населения из
стратегически важной и малонаселенной приграничной территории;
противодействие в установленном законодательством Российской Федерации
порядке проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного
сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории;
содействие реализации российской внутренней и внешней политики, обеспечению
национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе
Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным
оборотом наркотиков и другими правонарушениями.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при
осуществлении приграничного сотрудничества принимают во внимание следующие
основные факторы, определяющие особенности приграничных территорий Российской
Федерации и сопредельных государств:
общий характер межгосударственных, в том числе военно-политических отношений
Российской Федерации с сопредельными государствами;
исторически сложившиеся связи с сопредельными государствами, традиции и
обычаи населения, проживающего на приграничных территориях Российской Федерации
и сопредельных государств;
природно-ресурсные, социально-экономические и градостроительные условия
развития приграничных территорий;
характер влияния приграничного сотрудничества на развитие межрегиональной
экономической кооперации с сопредельными государствами;
особенности режима государственной границы Российской Федерации;
влияние миграционного фактора на социальные процессы на приграничных
территориях, связанное с внешней, в том числе незаконной, миграцией;
этнополитические факторы;
состояние охраны общественного порядка на приграничной территории Российской
Федерации и особенности его поддержания;
особенности осуществления государственного контроля за ресурсами приграничной
территории;
наличие природных и техногенных условий для возникновения чрезвычайных
ситуаций, имеющих трансграничные последствия;
особенности обеспечения национальной безопасности на приграничной
территории.
Учет этих специфических факторов приграничного сотрудничества осуществляется
при выборе видов и направлений приграничного сотрудничества, а также формы его
регулирования и поддержки.
II. Основные полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в области приграничного сотрудничества, установленные
законодательством Российской Федерации
Исходя из Конституции Российской Федерации, федеральных законов О координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", "О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О международных
договорах Российской Федерации", "О Государственной границе Российской
Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации", а также договоров о
разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и соглашений между Правительством Российской Федерации и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении
полномочий в области международных и внешнеэкономических связей:
а) федеральные органы исполнительной власти в области регулирования
приграничного сотрудничества:
заключают международные договоры и соглашения;
устанавливают основные требования, предъявляемые к соглашениям о приграничном
сотрудничестве;
устанавливают порядок осуществления приграничного сотрудничества;
определяют порядок применения Таможенного тарифа Российской Федерации;
регулируют внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов на
приграничной территории Российской Федерации;
представляют интересы России по вопросам приграничного сотрудничества в
международных организациях;
б) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации совместно:
координируют международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской
Федерации, выполняют международные договоры;
координируют деятельность субъектов Российской Федерации по регулированию
приграничного сотрудничества;
устанавливают порядок осуществления хозяйственной деятельности на
приграничной территории;
реализуют федеральные программы по вопросам приграничного сотрудничества;
в) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
относится следующее:
ведение в пределах их полномочий переговоров с органами власти
административно-территориальных образований сопредельных государств, а в
отдельных случаях, с согласия Правительства Российской Федерации, - с органами
государственной власти сопредельных государств и заключение в установленном
порядке соглашений по приграничному сотрудничеству;
подготовка предложений по установлению порядка осуществления хозяйственной
деятельности на приграничной территории;
г) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют
право:
осуществлять в установленном порядке внешнеэкономические связи с
муниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями,
организациями и гражданами сопредельных государств;
заключать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с
иностранными партнерами соглашения (гражданско-правовые договоры) о приграничном
сотрудничестве.
III. Виды и направления приграничного сотрудничества в Российской Федерации
Приграничное сотрудничество может осуществляться в виде:
проведения встреч уполномоченных органов государственной власти по вопросам
приграничного сотрудничества;
создания уполномоченными органами государственной власти совместных
координирующих органов по приграничному сотрудничеству и рабочих групп при
них;
заключения в установленном порядке соглашений о приграничном сотрудничестве
Российской Федерации с иностранными государствами, субъектами Российской
Федерации - с административно-территориальными образованиями иностранных
государств, либо - с органами государственной власти иностранных государств;
заключения органами местного самоуправления, российскими юридическими лицами
с зарубежными партнерами (муниципальными образованиями,
административно-территориальными образованиями, юридическими лицами
соответствующих иностранных государств) гражданско-правовых договоров о
приграничном сотрудничестве;
создания рабочих групп по развитию приграничного сотрудничества в рамках
межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому
сотрудничеству.
В Российской Федерации могут применяться и другие виды приграничного
сотрудничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации и
отвечающие целям развития страны и ее приграничной территории.
Для развития приграничного сотрудничества могут быть рекомендованы следующие
направления деятельности:
а) сотрудничество в приграничной торговле, которое осуществляется между
российскими юридическими и физическими лицами, имеющими постоянное место
нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации и
иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на
сопредельной приграничной территории, исключительно для удовлетворения местных
нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;
б) сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и
производственно-техническое сотрудничество, в том числе:
сотрудничество в сфере осуществления инвестиционных проектов, создания
совместных предприятий;
взаимное обеспечение информацией по вопросам инвестиционной деятельности и
привлечения инвестиций;
установление регулярных связей между хозяйствующими субъектами приграничных
территорий, формирование совместных торгово-промышленных палат, заключение
договоров в целях привлечения инвестиций в сферу промышленной и
сельскохозяйственной кооперации, строительства, финансов, обмена технологиями и
в другие сферы, не противоречащие законодательству Российской Федерации и
режимам приграничных территорий определенных государств;
сотрудничество в сфере задач градостроительного планирования и развития
приграничных территорий с учетом их природно-ресурсного потенциала,
социально-экономической, миграционной и экологической обстановки, уровня
развития инженерно-транспортной инфраструктуры, сохранения
историко-архитектурного и культурного наследия;
совместная разработка градостроительных программ, скоординированных по
времени, задачам и по их правовому обеспечению;
разработка единых требований по сертификации животноводческой и
сельскохозяйственной продукции в соответствии с установленным порядком
применения стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в
Российскую Федерацию с территории сопредельных государств;
совместное решение вопросов, связанных с санитарно-карантинным контролем,
охраной приграничных территорий от заноса заразных болезней животных, унификация
требований, обеспечивающих безопасность перевозки (перегона) животных, а также
ввоз сырья и продуктов животного происхождения;
проведение научно-исследовательских работ по социально-экономическому
развитию приграничных территорий;
в) сотрудничество в области транспорта и связи, в том числе:
содействие обеспечению необходимых условий для беспрепятственного
функционирования всех видов транспорта на приграничных территориях при
осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузов, включая транзит;
осуществление совместных мер по развитию транспорта на основании изучения
общих потребностей;
осуществление взаимного обмена информацией по вопросам транспорта и
совместная организация функционирования автомобильных и железных дорог, морских
и речных портов, оптимизации работы общественного транспорта, согласование и
взаимное участие в проектах по строительству инженерно-транспортной
инфраструктуры;
совместное развитие информационных сетей, в том числе телефонных,
телеграфных, компьютерных и создание совместных справочных бюро;
г) сотрудничество в сфере рационального использования природных ресурсов и
охраны окружающей природной среды, в том числе:
проведение политики, направленной на соблюдение интересов Российской
Федерации при совместном решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды,
рациональным использованием природных ресурсов, оказанием взаимной помощи в
чрезвычайных ситуациях, реализацией международных договоров и соглашений о
санитарной охране приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных
государств;
своевременное взаимное обеспечение информацией о заразных болезнях животных,
совместное проведение профилактических и противоэпизоотических мероприятий,
осуществление экстренных мер по ликвидации заболеваний на приграничных
территориях;
совместное использование трансграничных месторождений полезных ископаемых и
воды, а также предупреждение трансграничного переноса вредных отходов по земле,
воздуху и водным потокам вредных отходов производства;
содействие соответствующим уполномоченным органам в осуществлении
экологического контроля на приграничных территориях, организация взаимного
информирования и оказания помощи в предупреждении и ликвидации на приграничных
территориях чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера,
реализациях природоохранных программ и проектов;
содействие в пересечении государственной границы группами специалистов и
транспортными средствами для совместного экологического контроля и для
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
совместное решение вопросов в области охраны и рационального использования
трансграничных вод и их экосистем путем разработки и реализации согласованных
планов, программ, проектов по использованию и охране вод, принятия мер по
предотвращению или сокращению до согласованного минимума поступлений
загрязняющих веществ, применения современных технологий рационального
использования водных ресурсов, эффективных очистных сооружений и водосберегающих
технологий производства, обеспечения соответствующего технического состояния
гидротехнических и водоохранных сооружений на трансграничных водах, принятия мер
по недопущению ухудшения гидрологического и гидрохимического режима
трансграничных вод и состояния их экосистем, осуществления согласованного
природоохранного надзора;
выработка унифицированных правил рыболовства, взаимодействие при решении
вопросов распределения национальных квот на вылов водных биологических ресурсов,
осуществление совместных мер по сохранению и воспроизводству рыбных запасов и
контролю за их использованием;
реализация согласованных проектов землепользования на приграничных
территориях, создание особо охраняемых природных территорий и акваторий
(национальных парков, заповедников и др.);
д) сотрудничество в правоохранительной деятельности, в том числе:
совместные действия по предупреждению и пресечению преступлений и
административных правонарушений, осуществление взаимодействия в сфере охраны
общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной
безопасности, борьбы с трансграничной организованной преступностью и
терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков;
е) сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и регулирования
рынка труда, в том числе:
упрощение режима пересечения жителями приграничных территорий государственной
границы и их временного пребывания;
разработка совместных мер по регулированию миграционных потоков,
строительству и обустройству существующих пунктов пропуска через государственную
границу, обмен информацией об иммиграционном законодательстве и порядке
пересечения государственной границы сопредельных государств местными
жителями;
создание равноценных условий для проживания как местного населения, так и
всех категорий законных мигрантов;
размещение и строительство компактных поселений для беженцев и
переселенцев;
взаимодействие в области регулирования рынка труда на приграничных
территориях, учета особенностей рынка труда на приграничных территориях, а также
соблюдения трудового законодательства Российской Федерации и сопредельных
государств;
взаимодействие соответствующих миграционных служб при решении вопросов,
связанных с депортацией незаконных мигрантов с приграничных территорий;
обмен информацией по вопросам оперативной обстановки и выработки необходимых
мер борьбы с незаконной миграцией на приграничных территориях;
ж) научное и гуманитарное сотрудничество, в том числе:
сотрудничество в области здравоохранения, создание условий для взаимного
предоставления медицинских услуг и признания документов медицинского
страхования, изучение санитарно-эпидемиологической обстановки, ведение
статистики заболеваний на приграничных территориях, осуществление совместных
действий по предотвращению распространения эпидемий и особо опасных болезней,
обмен медицинским персоналом, в том числе с целью повышения его
квалификации;
развитие прямых партнерских связей образовательных учреждений, обмен
учащимися и научно-педагогическими работниками, дополнение учебных программ
факультативными предметами с учетом местной специфики, организация курсов
повышения квалификации для преподавателей образовательных учреждений, разработка
и реализация совместных исследовательских программ и проектов, взаимодействие
при изучении и преподавании языков и культуры народов России и сопредельных
государств, поддержка и развитие всех форм молодежных обменов, участие в
реализации международных проектов и программ, направленных на решение острых
проблем молодежи;
создание благоприятных условий для духовного развития населения приграничных
территорий, включая национальные меньшинства, издание книг, путеводителей и
атласов, публикация статей, содействие культурному обмену, организация
праздничных мероприятий, проведение выставок, концертов, спортивных
соревнований, краеведческих и исторических исследований;
взаимодействие соответствующих служб по усилению контроля за перемещением
культурных ценностей;
проведение выставок и ярмарок, выпуск туристических справочников, проведение
совместных кампаний по популяризации оздоровительного, экологического и других
видов туризма, совместное использование объектов гостиничного хозяйства,
физкультуры и спорта, культуры и искусства;
совместное обустройство и поддержание в порядке воинских захоронений и
гражданских кладбищ.
IV. Меры по стимулированию развития приграничной территории
Стимулирование развития приграничной территории осуществляется с учетом
интересов населения этой территории и всего населения Российской Федерации, а
также интересов населения приграничных территорий сопредельных государств
путем:
укрепления нормативной правовой базы приграничного сотрудничества;
последовательного завершения международно-правового оформления
государственной границы Российской Федерации;
формирования нормативной правовой базы по вопросам развития приграничного
сотрудничества; ^
достижения совместимости законодательства Российской Федерации и сопредельных
государств по вопросам приграничного сотрудничества;
укрепления экономических, социальных, культурных. административных и иных
связей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с сопредельными
государствами;
определения порядка применения железнодорожного тарифа Российской
Федерации;
регулирования ставок местных налогов;
финансовой поддержки органов местного самоуправления и отдельных организаций,
участвующих в осуществлении проектов и программ приграничного
сотрудничества;
разработки федеральных и региональных программ развития приграничного
сотрудничества на ближайший период и перспективу;
разработки и введения мер по совершенствованию процедур пограничного,
таможенного и иных видов контроля в отношении организаций и граждан, постоянно
зарегистрированных на приграничной территории;
разработки и введения мер по установлению ограничений для определенных
категорий граждан сопредельных государств и лиц без гражданства относительно
срока и порядка пребывания на приграничной территории;
приоритетного развития системы обеспечения национальной безопасности на
приграничной территории Российской Федерации;
усиления взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и
сопредельных государств;
применения иных мер, не противоречащих законодательству Российской
Федерации.
V. Реализация Концепции
Правительство Российской Федерации разрабатывает меры по развитию
приграничного сотрудничества и руководит деятельностью федеральных органов
исполнительной власти по их реализации.
Правовая и социальная защита лиц, участвующих в реализации приграничного
сотрудничества, гарантируется и осуществляется государством в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение реализации приграничного сотрудничества осуществляется
за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования, в том числе
международных организаций, и средств сопредельных государств, использование
которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Контроль за деятельностью участников приграничного сотрудничества
осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
пределах их компетенции.
Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере
изменения социально-политического и экономического положения в стране.
|