РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ВЛАДИВОСТОКА 1.3. Существующая рекреационная инфраструктура. Особое место среди рекреационных ресурсов занимают мор-ские побережья. По своему рекреационному значению различные типы берегов не равноценны. Наиболее привлекательны естествен-ные и искусственные пляжи. В настоящее время общая протяжен-ность морских побережий, активно используемых для организации пляжно-купальных видов рекреационной деятельности, составляет не более 200 км. Почти половина из них расположена в пригород-ной зоне Владивостока. Наибольшей популярностью отличаются следующие побережья: Хасанское взморье от Молочного вала до Фальшивого островка, район залива Экспедиции, участки с песча-ными пляжами от мыса Гамова до устья р. Раздольной, пляжи по-бережья п-ова Муравьев-Амурский, а также пляжи пролива Стре-лок, Ливадийского побережья и залива Восток. Общая емкость пляжей, расположенных в пригородной зоне Владивостока, составляет около 230 тыс. чел. (при общей протя-женности около 100 км и общей площади около 115 га). Наиболь-шей рекреационной привлекательностью обладают бухты Лазур-ная, Емар, Малая и Большая Муравьиная, Чумакова. Рекреационная емкость пляжей бухты Лазурная составляет 70-80 тыс. чел., а емкость пляжей Амурского залива (без п-ва Песча-ный) - около 50 тыс. чел. Пляжи островов архипелага Императрицы Евгении могут одновременно принять более 56 тыс. чел., а пляжи п- ва Песчаный - 11-12 тыс. чел. На значительной части побережий Амурского и Уссурийского заливов преобладают необорудованные пляжи, весьма редки или вообще отсутствуют пункты питания и проката. Общая протяженность морского побережья, пригодного для организации пляжно-купальной рекреации, составляет почти 500 км. После соответствующего благоустройства они могут принять не менее 0,8-1,2 млн чел. отдыхающих. Функционирование зон массового кратковременного отдыха несет в себе черты стихийности. Например, жителями Владивосто-ка из 14 рекреационных зон, выделенных в Проекте планировки пригородной зоны Владивостока (1976 г.), наиболее интенсивно ис-пользуются лишь 5: "Лазурная", "Тавайза", "19-й километр", "Пес-чаный" и "Островная". Городские парки, скверы и бульвары имеют низкую эстетичность, плохо благоустроены и не пользуются особой популярностью у горожан. Во всех населенных пунктах и городах отмечено недоста-точное их количество. Например, для г. Артема требуется в 1.2 раза больше рекреационных насаждений этого типа, для г. Влади-востока - почти в 4 раза, а для г. Уссурийска - в 5 раз (Преловский, 1983, 1994а; Преловский с соавт., 19896, 1990). Спортивно-оздоровительная отрасль располагает 37 стадиона-ми, 21 плавательным бассейном, 38 лыжными базами, 36 водными станциями, 724 спортивными залами, 1977 игровыми площадками. Одной из основных составляющих туристско-рекреационной инфраструктуры являются гостиницы, Они имеются почти во всех круп-ных городах края. Из 100 гостиниц примерно 40 находятся во Вла-дивостоке. Все гостиницы в основном старой постройки, и уровень обслуживания в них низкий. Большинство кафе, столовых, ресторанов, расположенных на терри-тории края (без Владивостока), также не отвечает тре-бованиям мировой туристской индустрии. Недостаточно в крае сувенирных производств, отражающих спе-цифику Приморского края, её природы и культуры. Развлекатель-ный бизнес только начинает развиваться. Создано несколько кази-но, появились залы игральных автоматов и др. Культурная жизнь в крае сосредоточена в основном во Владивостоке, где находится большинство музеев, театров, концертных залов и др. Семь музеев (в основном филиалы Приморского крае-ведческого музея им. Арсеньева) находятся в городах Дальнере-ченске, Лесозаводске, Дальнегорске, Спасске-Дапьнем, Чугуевке, Партизанеке и Находке. Одним из важнейших условий размещения, развития и функцио-нирования курортов, зон отдыха и туризма является наличие удоб-ных транспортных связей между районами концентрации населения и территориями курортно-рекреационного назначения. Наличие транспортной связи с районами, обладающими рекреа-ционными ресурсами, обеспечивает доступность этих районов для рекреантов и поэтому является предпосылкой формирования здесь зоны отдыха или курорта. Транспортную сеть края составляют железнодорожные, авто-мобильные, водные и воздушные пути сообщения, связывающие в единую систему региональные, субрегиональные и местные рек-реационные районы и зоны. Эксплуатационная длина дорог общего пользования в 1990 г, (в км) составила (всего и на 10 тыс. км2): железных - 1628 и 98, авто-мобильных с твердым покрытием - 7092 и 427 (Вахненко, 1991). Относительно благоприятное размещение транспортной сети ха-рактерно для южной и центральной частей края. Наибольшая внут-ренняя неоднородность транспортного обеспечения отмечается в северных районах. К специфическим особенностям транспортной сети относится низкий технологический уровень, Из всех автодорог только 22 % имеют усовершенствованное покрытие (в СНГ этот показатель равен 42 %). Несовершенно и начертание дорог. Так, кольцевые струк-туры характерны лишь для автодорожной сети в наиболее освоен-ных районах. В крае имеется сравнительно густая сеть аэропортов и взлетных площадок. Чрезвычайно малую роль в рекреационно-туристском внутрирегиональном комплексе играет морской транспорт. Однако широ-кая обращенность к океану (протяженность морских границ 1350 км) и сравнительно сильная изрезанность береговой черты, боль-шое количество удобных бухт и заливов, наличие многочисленных островов выдвигают морской транспорт в ряд ведущих суботрас-лей туризма. Речной транспорт в крае развит слабо. Для регулярного судо-ходства используется только р. Уссури. Короткая навигация и не-благоприятный гидрологический режим на большинстве рек При-морского края ограничивают возможности использования речных путей в рекреационно-транспортных целях.
|