РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ВЛАДИВОСТОКА 2.5. Проблемы и варианты их преодоления в развитии рекреационного комплекса При существующих предпосылках развития рекреации на юге Приморского края, этот вид хозяйственной деятельности, казалось бы, должен интенсивно развиваться в течение многих лет. Однако, этого не происходит по целому ряду объективных причин, порожденных шестью комплексами проблем: природные проблемы, экологические, инфраструктурные, организационный, аквально-территориальные и информационные. Рассмотрим каждый из них и возможные пути их преодоления при реализации того или иного сценария развития рекреационного комплекса на юге Приморского края (Таблица ).
2.5.1. Природные проблемы Самым главным природным фактором, тормозящим интенсивное развитие индустрии туризма в Приморье является короткое лето – всего 75 – 90 дней, когда температура воды в море выше 16 ºС. Из этого периода в июне-июле еще до 16-28 дней в месяц приходится на дождливую и туманную погоду. Экскурсионной деятельности это не мешает, но купаться и загорать невозможно. Необходимо продлить купальный сезон. Это можно сделать искусственно – построить в городе открытые, или полузакрытые бассейны с морской подогреваемой водой, тогда купальный сезон может длиться до 180 суток. Собственно, во всем мире на морских курортах для купания предпочитают бассейны из-за сильного прибоя, опасных морских животных или неблагополучного экологического состояния прибрежных вод. На большинстве пляжей построены бассейны с чистой водой, а в море купаются единичные любители. Строительство серии бассейнов для организации массовых купаний – дело дорогое, окупается медленно, поэтому это возможно только при оптимистическом и оптимальном сценариях развития с привлечением инвестиций со стороны. Второй вариант увеличения купального сезона почти на месяц – это организация регулярного железнодорожного и автобусного сообщения с пос. Новокачалинск на оз. Ханка. Там расположены чистые пляжи длиной в несколько километров, в мае устанавливается жаркая погода, а температура воды переваливает через 16º тепла в первой декаде июня. Сюда же можно ездить купаться и загорать во время традиционных июньских туманов и дождей. Этот вариант возможно реализовать при любом сценарии развития рекреационного комплекса. Вторым отрицательным природным фактором является появление ядовитой медузы крестовичка в самый разгар купального сезона в хорошо прогреваемых мелководных участках Амурского и Уссурийского заливов. Места его обитания как раз приходятся на санаторно-курортную зону г. Владивостока и пляжи, прилегающие к полуострову Песчаный. Местные жители хоть и с опаской, но купаются в этих местах, но сотни тысяч приезжих нужно обезопасить от болезнетворных ожогов. Для этого необходимо, опять таки, строить бассейны в санаторно-курортной зоне и организовывать массовые базы отдыха и купания на свободных от крестовичка акваториях. Это район бухты Лазурный берег в Уссурийском заливе, острова и полуоткрытые бухты Амурского залива. Биологических или иных других методов борьбы с крестовиком на настоящий момент не существует (выкашивание зарослей морских трав – основного места обитания крестовичка, не дает результатов, так как медузы и их молодь могут прятаться в корневищах). Третьим природным отрицательным фактором является прохождение тропических циклонов – тайфунов, сопровождающееся проливными дождями и ураганным ветром. Летом, особенно в августе – сентябре, в среднем через Приморье проходит один тайфун в год. Это около недели плохой погоды, когда рекреантам вместо морского отдыха должны быть предложены альтернативные варианты.
2.5.2. Экологические проблемы В Амурский залив поступает 121 152 тыс. м3 практически неочищенных бытовых стоков. Промышленные загрязнения носят очаговый характер и их воздействие на рекреационную среду не так значительно. В летний сезон прибрежные воды Амурского залива, примыкающие к городу Владивостоку, почти на всем протяжении не соответствуют санитарным нормам и купание в море санитарно-эпидемиологическими службами обычно здесь запрещено. Кроме того, в районе выхода канализационных коллекторов (а их насчитывается несколько десятков) вода пахнет сероводородом и углеводородами. Поэтому прогулки даже по обустроенным набережным не приносят эстетического наслаждения. Это долговременная проблема, решаемая только дорогостоящими мероприятиями – строительством локальных очистных сооружений, что возможно при реализации оптимистического и оптимального сценариев. Другой экологической проблемой является хроническая засоренность, несанкционированная застройка побережья и месторасположение здесь промышленных предприятий не связанных с морепользованием. Учитывая имеющийся дефицит пляжей и мест пригодных для морской рекреации, необходимо ликвидировать несанкционированные постройки, перенести из прибрежной зоны промышленные предприятия и произвести очистку побережий, что требует только административной воли при любом сценарии развития.
2.5.3. Инфраструктурные проблемы В этой группе проблем можно выделить, во-первых, отсутствие вдольбереговых автомобильных дорог. Многие потенциальные зоны отдыха не досягаемы на автомобильном транспорте. Там же где дорога есть, часто нет съездов к морю и очень мало прибрежных автомобильных стоянок. Автомобилисты вынуждены ставить машины прямо на пляжах, где и так не хватает места отдыхающим. Прокладка вдольбереговых дорог, эстакад, съездов к морю, автостоянок – дорогостоящие мероприятия, но они необходимы не только для улучшения рекреационной среды, но и служат для развития транспортной инфраструктуры и разгрузки основных автомагистралей. Во-вторых, вдоль большей части городского побережья Амурского залива на близком расстоянии от уреза воды проходит железнодорожное полотно с интенсивным движением электропоездов, что создает некомфортные условия рекреации в г. Владивостоке. Так как о переносе железной дороги пока не может быть речи (из-за орографии г.Владивостока и дороговизны проекта), возможны только два варианта борьбы с этим недостатком. Первый – это изоляция железнодорожного полотна зелеными насаждениями и акустическими щитами. Второй способ – это отодвинуть береговую линию с зонами отдыха дальше в море путем искусственных отсыпок, о чем речь пойдет ниже. В-третьих, нехватка во Владивостоке оборудованных для отдыха набережных. Набережная в Спортивной гавани перенаселена, остальные же находятся в полуразрушенном или недостроенном состоянии, где нет ни пунктов питания, ни туалетов, ни зон отдыха. В-четвертых, побережья Амурского, Уссурийского заливов и близлежащих островов, в большинстве своем не обеспечены электроэнергией, связью, питьевой водой, пунктами питания и медицинского обслуживания. Без этого невозможно организовать туристический сервис на достаточном уровне. Поэтому большинство строящихся сейчас туристических баз могут предоставить дешевый «бивачный» сервис.
2.5.4. Организационные проблемы Под организационными проблемами понимаются недостаточно развитые элементы туристического бизнеса, не позволяющие этой отрасли хозяйства приобрести индустриальные черты. Их преодоление требует решения ряда организационных мер при определенной финансовой поддержке. К этим проблемам относится недостаток гостиниц, кемпингов, баз отдыха и крайне низкий уровень сервиса в существующих местах размещения туристов. Сейчас в Приморье на устаревшей и полуразрушенной базе можно обслужить за год около 300 тыс. человек, из них около 200 тыс. на курортах в районе г. Владивостока. Для организации масштабного туризма с реально окупаемыми капитальными затратами ежегодно необходимо принимать от 1 до 3 млн. рекреантов. Вторая группа проблем связана с организацией досуга отдыхающих. Во Владивостоке и окрестностях очень мало игровых площадок и аттракционов. Те же что существуют – несовременны и крайне низкого технического и эстетического исполнения. Организация познавательных экскурсий и катания на катерах и яхтах носят кустарный характер. Имеющийся дельфинарий, не смотря на наличие хороших животных, по форме и содержанию соответствует деятельности зверинца. Очевидно, что приглашая провести отпуск на берегу моря миллионов туристов необходимо строительство гидропарков (летний – открытый и всесезонный – закрытый), оборудовать набережные и зоны отдыха современными аттракционами, реконструировать открытый дельфинарий и в перспективе построить закрытый, заняться промышленным изготовлением пляжного оборудования на приморских предприятиях (шезлонги, лежаки, столики, зонты и пр.). Несомненно, что решение этой группы проблем возможно только при реализации оптимистического или оптимального сценариев развития туристического комплекса. При инерционном развитии туризма отдыхающим в основном могут быть предложены устаревшие аттракционы, сконцентрированные в Спортивной гавани, частный извоз на необорудованных плавсредствах и два-три маршрута экскурсий. К организационным проблемам относится и отсутствие во многих местах отдыха туалетов, душевых, беседок, очагов для разведения огня. К счастью, последние проблемы могут быть решены при развитии любого сценария, была бы добрая воля муниципальной администрации.
2.5.5. Аквально - территориальные проблемы. Аквально-территориальные проблемы - это нехватка воды и суши для целей рекреации. Не смотря на то, что Владивосток с трех сторон окружен морем и имеет островные территории, мест, которые сегодня можно использовать для развития морской рекреации крайне мало. В Амурском заливе из морской рекреации исключается вся кутовая часть из-за опасности поражения ядовитой медузой крестовичком и практически все побережье Амурского залива, прилегающее к г. Владивостоку, из-за высокого уровня фекальных загрязнений. Включение их в оборот рекреационной деятельности возможно только после строительства бассейнов и очистных сооружений, на что даже при достаточном уровне финансирования, понадобиться несколько лет. Но и при решении экологических проблем (очистка прибрежных вод, удаление с берега несанкционированных застроек и промышленных предприятий) пляжи в городской черте очень узкие. Требуется их расширение. Расширение пляжей и набережных в большинстве мест возможно только в мористую сторону из-за скалистых берегов и близко к урезу воды расположенной железной дороги. При проведении отсыпок будут уничтожены мелководные биоценозы, что потребует их компенсации проведением специальных мелиоративных мероприятий для сохранения экологического баланса в Амурском заливе (например, возведение искусственных рифов). Исходя из вышесказанного, материковое побережье Амурского залива малопригодно для организации морской рекреации, а его полноценное использование для этих целей требует огромных материальных затрат и значительного промежутка времени. Поэтому, первоочередными местами развития прибрежной рекреации должны стать пляжи Уссурийского залива и располагающихся рядом с Владивостоком островов. Для организации крупного туристического центра, кроме бухты Лазурный берег в Уссурийском заливе, максимально пригодна западная половина острова Русский с существующей островной инфраструктурой, природными условиями и потенциальной емкостью. Однако, остров находится под юрисдикцией Министерства обороны и без передачи этих территорий и акваторий гражданским властям о развитии рекреации здесь не может быть речи. Таким образом, на наш взгляд, аквально - территориальная проблема является ключевой в определении масштабов организации туристического бизнеса. Без ее решения на федеральном уровне г. Владивосток и его агломерация могут принимать не более 500 тыс. рекреантов в год, что не обеспечит окупаемости крупных капитальных вложений в рекреационный комплекс и предрешает развитие туризма по инерционному сценарию.
2.5.6. Информационные проблемы. Это последний блок проблем сложившийся из-за многолетнего потока негативной информации о состоянии дел в городе Владивостоке и Приморском крае. В общественном мнении страны сложился одиозный проблемный образ региона и краевого центра. Эта проблема преодолима только с течением времени в результате планомерной позитивной деятельности администраций города и края и специально организованной информации о положительных сдвигах.
|