Проект "Программа развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края на 2004-2005 гг. и до 2010 года"

СМИ - опыт сотрудничества

Реформа ударит по туроператорам
Источник:  «Конкурент Online», 21 января 2003, Светлана Черепанова

Реформа туристической отрасли, затеянная Минэкономразвития в 2003 г., предполагает крупные перемены, однако по сравнению с центром России в Приморье они будут не столь явными. Как ожидается, в крае может сократиться количество туроператоров, появятся четкие правила чартерных перевозок и заново придется подтверждать степень звездности гостиниц.

Изменения, подготовленные чиновниками департамента туризма Минэкономразвития, произойдут ближе к лету 2003 г. Два из них — введение финансовых гарантий для турфирм, занимающихся выездным туризмом, и новые правила чартерных перевозок — могут привести к сокращению числа приморских туроператоров. Например, если раньше туркомпания для заключения договора об аренде самолета могла показать авиаперевозчику лишь копию своей туроператорской лицензии, то в этом году фирма должна будет предоставить финансовые гарантии в размере 3 млн руб. (более $90 тыс.) “Это слишком большая сумма, — считает Юрий Шахматов, генеральный директор авиационной транспортной компании “Фрегат-Аэро”. — Конечно, мы и раньше работали по следующему принципу: если туроператор заключал договор с авиаторами, он проплачивал определенную сумму, иначе борт просто бы не поднялся в воздух. Но сумма была такой, что число операторов, например, на тайском направлении, росло год от года. Сейчас же, когда необходимо будет предоставить финансовые гарантии на 3 миллиона рублей, ситуация может измениться на прямо противоположную. Хотя в этом есть свой плюс: исчезнут желающие “состричь купоны”. Так, например, в октябре 2002 г. одна приморская турфирма попыталась заключить договор на аренду самолета, используя поддельную туроператорскую лицензию и рекомендацию какой-то хабаровской компании. В новых условиях такие махинации вряд ли уже будут возможными”.

Департамент туризма Минэкономразвития решил также навести порядок в чартерных перевозках, разработав для этого соответствующие правила. Предполагается, что отныне организацией чартерных рейсов смогут заниматься только лицензированные туроператоры, которым разрешено будет возить лишь российских граждан. Однако, как считают некоторые представители приморского турбизнеса, эти меры могут и не привести к сокращению туроператоров — просто одни компании станут покупать билеты у других”.

“Нам, как и любому предприятию, было бы невыгодно сокращение количества фирм-заказчиков, — сообщили в ОАО “Владивосток-Авиа”. — В настоящее время мы работаем в соответствии с распоряжением Минтранса России от ПР27-Р от 01.12.02., в котором говорится об изменении правил на перевозку российских туристов. Согласно ему от обеих сторон требуется множество подтверждающих документов, которые сводят риски к минимуму”.

Еще одно нововведение призвано изменить систему определения “звездности” гостиниц. Ведь различные критерии их присвоения зачастую дезинформируют в первую очередь иностранцев, которые, образно говоря, вместо обещанного “люкс” запросто могут получить обычный номер. После утверждения всех документов российские отели будет сертифицировать не Госстандарт, а Минэкономразвития. Впрочем, как считают в Приморском Центре стандартизации и метрологии, желание экономического министерства “подмять под себя” присвоение звезд имеет вполне корыстные основания. Так, в настоящее время, чтобы “отсертифицироваться” по ГОСТу, в среднем надо заплатить от $500 до 1200. (Кстати, во Владивостоке из более чем 50 гостиниц “настоящие” звезды имеют только четыре отеля.)

Стоимость министерского присвоения звезд будет дороже, хотя чиновники будут руководствоваться правилами, которыми ранее руководствовался Госстандарт. Сейчас свод правил находится на регистрации в Минюсте, а в действие они будут введены в марте 2003 г. “Наша гостиница сертифицирована до 2005 года, — сказали в “Амурском заливе”. — И проходить перерегистрацию на степень звездности заново, думаем, нецелесообразно, так как придется выбрасывать лишние деньги. Это будет та же ситуация, как с лицензированием турфирм в начале 2002 года — ажиотаж с целью сорвать куш”. “У нас трехзвездочный отель, — говорит старший администратор отеля “Влад Мотор Инн”. — Поэтому если принципы присвоения звезд останутся прежними, мы могли бы и заново пройти эту процедуру. Но хотелось бы, чтобы все происходило менее болезненно и долго, потому как в период сертификации требуется собирать множество документов”.

В целом, по оценке крупных приморских туроператоров, министерские перемены не повлияют на туристический рынок края, который сейчас готовится принять участников XVIII международной выставки “Дальтур-2003”.

 

 

 

Hosted by uCoz