Год потрясений
для приморского турбизнеса Источник:
«Конкурент Online», 24 декабря 2002,
Светлана Черепанова
На протяжении 2002
г. приморский турбизнес дважды основательно “зачистили”:
сначала путем введения нового порядка лицензирования,
а затем ограничительными мерами к соглашению о безвизовом
обмене с Китаем. И хотя на Форуме АТЭС мир больше
узнал о туристических ресурсах края, “золотой дождь”
инвестиций в создание цивилизованной инфраструктуры
туризма не пролился. А закрытие порта Владивосток
для въезда иностранных туристов не позволило пришвартоваться
здесь очередному суперлайнеру типа Princess.
Бои на туристическом
фронте
Первые потрясения
для турбизнеса случились весной, когда началась
лихорадка с лицензированием фирм. Напомним, это
мероприятие было призвано улучшить работу российских
компаний, а следовательно, и повысить уровень туристических
услуг. До принятия 10 февраля 2002 г. закона “О
лицензировании отдельных видов деятельности” все
компании получали единую лицензию на международную
туристическую деятельность. Новый закон разделил
всех их на туроператоров (имеют право формировать
турпакеты) и турагентов (лишь распространяющих туроператорские
предложения). После всех этих перемен в Приморье
из 210 фирм остались 186, из которых только 11 имеют
статус туроператора. “Одна из причин возникшего
ажиотажа по поводу лицензирования заключается в
том, что многие компании оформляли документы в последний
момент, — говорит Валентина Шинкаренко, генеральный
директор ЗАО “Интурист-Владивосток”. — Наша компания
получила лицензию одной из первых в России”.
Отнюдь не добавило
стабильности в работу турфирм и введение правительством
искусственных ограничений на китайском направлении.
20 февраля 2000 г. правительство России подписало
соглашение о безвизовом обмене туристами между РФ
и Китаем. Однако за весь период его действия департамент
туризма Минэкономразвития регулярно вносил противоречивые
изменения в документ. “Китайские туроператоры удивляются,
почему Россия постоянно меняет правила и количество
участников, — комментирует ситуацию Юрий Шахматов,
руководитель Приморского отделения Российской ассоциации
туристических агентств. — Первоначально планировалось,
что число туркомпаний, рекомендованных для работы
по безвизовому обмену, будет утверждено 1 декабря
2002 года. Уже месяц назад было известно, что из
26 компаний 18 станут кандидатами “на вылет”. Однако
потом дата “казни” отодвинулась на 1 февраля 2003
года”.
“Нестабильность на
китайском направлении ставит под угрозу срыва предстоящий
сезон, — считают в туркомпаниях. — Ведь нам приходится
заранее бронировать билеты и закупать места в гостиницах,
а если мы окажемся вне игры, то эти деньги пропадут”.
Китайцы пополняют
казну
В 2002 г. китайские
граждане по-прежнему формировали основной турпоток
в Приморье. Кстати, число туристов из соседней страны
ежегодно увеличивается на 2-3 тыс. человек. К тому
же 21 января 2002 г. правительство КНР приняло решение
об объявлении России в качестве благоприятного направления
для турпоездок китайских граждан.
“Однако Владивосток
продолжает испытывать дефицит гостиничных мест в
отелях среднего класса — самых популярных среди
гостей из КНР, — говорят в авиационной транспортной
компании “Фрегат-Аэро”. — Китайцы ждут появления
еще одного отеля уровня “Владивостока”, что, впрочем,
в ближайшее время нереально”. Это выглядит, по меньшей
мере, обидным. Ведь почему китайские граждане стремятся
попасть во Владивосток? Столица Приморья является
для них ближайшим европейским городом, окном в другой
мир, и мы до сих пор в полной мере не воспользовались
этим.
Надежды остаются
В ближайшее время
приморский турбизнес будет существовать по своим
нормам, далеким от столичных. Так, например, захлестнувшие
туристическую Москву поглощения, объединения и слияния
Приморью не грозят.
Также, считают приморские
туроператоры, во Владивостоке в ближайшее время
вряд ли возникнет подобие “Магазина горящих путевок”,
своего рода оптовой базы турмаршрутов, где можно
приобрести недельный тур в 5-звездочном отеле на
курорт в Египет за $150. “Это нереально только потому,
что у нас мало постоянных чартерных рейсов, — говорит
Валентина Шинкаренко. — Кроме того, в силу ряда
причин даже на таких маршрутах стоимость авиабилетов
достаточно высока. А особенность “горящих путевок”
как раз в том и заключается, что туркомпания по
себестоимости продает нереализованные, но уже купленные
оптом места на чартерах. В Приморье это будет возможно
лишь при возникновении конкуренции авиаперевозчиков
на международных направлениях”.
В следующем году,
по мнению краевых чиновников, в приморском трубизнесе
не ожидается каких-либо больших потрясений. Самой
большой неприятностью будет лишь сокращение числа
туркомпаний, работающих по соглашению о безвизовом
обмене туристами с Китаем. В остальном же приморские
туркомпании по-прежнему 2-3 раза в год коллективно
будут выезжать на московские выставки и принимать
в мае участников очередного “Дальтура”. “У нас существуют
опасения, что мы можем потерять часть туристов в
2003-м, так как из-за недоразумения с закрытием
порта Владиваосток к нам может не зайти очередная
Prinсess”, — сказала Елена Мамонова, генеральный
директор компании A/S.
“Но это не значит,
что в следующем году Приморье посетит меньше гостей,
— считают в комитете по туризму администрации края.
— Большинством из них, конечно, будут китайцы. Но
мы надеемся, что благодаря нашему участию в международных
выставках туристический потенциал Приморья обретет
большую известность”.
|