Приграничный туризм Источник:
«Восточный Базар» №38, июль 2001
Мы продолжаем разговор
с директором АТП "Приморье" Терегуба В.А.
о том, как сделать туристический бизнес между Китаем
и Россией более цивилизованным.
Виктор Александрович,
в предыдущих номерах мы обсуждали вопрос законности
денежных сборов с туристов при переходе через границу.
Есть какие-нибудь изменения? Изменений к лучшему
нет. Напротив, введены дополнительные сборы, в том
числе за грузовик, следующий за автобусом. Сбор,
составляющий 1000 рублей, на наш взгляд, не обоснован.
Возникает вопрос - за что? На основании соглашения
с КНР о перевозе багажа, ввиду отсутствия провозных
возможностей, была применена технологическая схема
автобус + грузовик. И, в первую очередь, для того,
чтобы пассажиры не испытывали неудобств. Никаких
коммерческих целей здесь мы не преследовали. Кроме
того, начиная с прошлого месяца, в два раза возрос
тариф за проход обычного грузовика. Все эти сборы,
включая так называемый экологический, являются незаконными.
Что касается администраций приграничных райо- нов,
то на наш взгляд, они практически самоустранились
от решения проблем, связанных с обустройством автопереходов.
Не так давно делегация
Приморского края посетила крупнейшие в нашей стране
переходы <Торфяновка> и <Брусничная>
(р-н Выборга), являющиеся нашими главными воротами
на Запад. Каждый из них пропускает в сутки более
5000 человек. У делегации была одна цель - посмотреть
и проанализировать схему работы на границе. К нашему
удивлению оказалось, что ни одна из контрольных
служб понятия не имеет ни о каких сборах на границе.
Для нас, в отличие от них, эта проблема является
главной и она до сих пор не решена. За последние
8 лет все районные прокуроры Приморского края неоднократно
подавали протест на незаконные действия районных
администраций о взимании сборов на границе. Но всякий
раз после протеста выходило очередное постановление
главы приграничного района о новом сборе.
Решен ли вопрос с
покупкой билетов в России сразу в оба конца? Этот
вопрос будет рассмотрен в середине июля в Москве
в рамках Российско-китайской рабочей группы комиссии
регулярных встреч глав правительств России и Китая.
Данная встреча - промежуточный этап подготовки к
предстоящим серьезным зимним переговорам.
В прошлых номерах
обсуждалась проблема работы таможни на автопереходах.
Уменьшились ли очереди? Действительно, при проходе
таможенного контроля возникают очереди, но это не
вина таможни. Просто существует процедура, требующая
определенного времени. В настоящее время досмотр
багажа и оформление документов происходят в одном
месте одновременно. Отсюда - эффект "бутылочного
горла". И решение у этой проблемы только одно
- обустройство прилегающей территории. Речь идет
о создании инфраструктуры, позволяющей цивилизованно
решать проблемы туристов. Устройство СВХ (складов
временного хранения) непосредственно у линии границы
позволит перенести процедуру досмотра багажа туристов
за линию пограничного контроля. Пассажиры, у которых
только ручная кладь, смогут оформить все документы
на таможне всего за несколько минут. Те же, кто
везет багаж, подлежащий досмотру, проходят все формальности
с таможенниками за линией границы на территории
СВХ, непосредственно к этой границе прилегающей.
Таким образом исчезает ситуация <бутылочного
горла>.
К сожалению, пока
не решена проблема с режимом работы таможни на автопереходе
<Сосновая Падь>. Одно можно сказать с уверенностью
- с окончанием реконструкции это будет единственный
на Дальнем Востоке автопереход, работающий круглосуточно.
Это позволит решить
все те проблемы, которые мы обсуждаем на страницах
вашего журнала в течение полугода.
Виктор Александрович,
вы упомянули об обустройстве прилегающей к границе
территории. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
Для развития туристи- ческого бизнеса необходимо
обеспечить условия цивилизованного существования
людей у линии границы. Планируется создание инфраструктуры
на переходе <Сосновая Падь>. Будет построена
автостоянка, рассчитанная на сто и более машин,
СВХ, мотель. В рамках соглашения <О создании
свободной торговой зоны между Китаем и Россией на
границе в районе а/п Сосновая Падь - Суйфэньхэ>
с китайской стороны предполагается ее открытие,
позволяющее безвизовый обмен российских и китайских
туристов по образу и подобию свободной торговой
зоны в Забайкальске.
Какая основная задача
стоит перед вами на данный момент? Главное - сделать
привлекательным Приморский край для иностранных
туристов. Это потребует солидных инвестиций в области
туристического, гостиничного и транспортного бизнеса.
Итогом всей этой работы должны стать равные комфортные
условия для туристов на территории России и Китая.
Виктор Александрович,
как вы относитесь к тому, что на нашем туристическом
рынке появляется все больше иностранных тур-операторов?
Положительно. Чем больше иностранных компаний будет
проявлять интерес к нашей территории, тем всем нам
будет лучше.
Что касается <нелегалов>,
действующих на территории края вне закона, без каких
бы то ни было разрешений, лицензий, договоров с
Комитетом по туризму, Лицензионной палатой, то тут
ответ однозначный - на территории края должны действовать
только российские фирмы.
Вопрос о недобросовестной
конкуренции при приеме иностранных граждан на территории
Приморья - это отдельная тема. Мы готовы дать серию
интервью для <ВБ> по этой проблеме, а заодно
задать вопросы руководителям таких турфирм, как
<ИНТУРИСТ>, <СПУТНИК>, <ДВТ-СЕРВИС>,
<ДИАЛОГ НАРОДОВ>, о работе по приему иностранцев.
|