Вьетнамские прелести
Источник: Конкурент 29 июля 2003
Кирилла БАБАЕВА.
Мое открытие этой страны началось
с “вокзальных” впечатлений. Первое, что бросается
в глаза при высадке в аэропорту Хошимина - скопление
народа, неотличимых вьетнамских людей. Плотность
населения в стране составляет 220 человек на кв.
км (а в Лаосе, к примеру - 7), и это население повсюду.
Впрочем, в Хошимине ему живется неплохо.
После объединения Северного и Южного Вьетнама в
1975 г. город очистили от проституток, частных торговцев
и прочей капиталистической твари, но сегодня все
это, кажется, вернулось с избытком. Проститутки
стоят на улице буквально под транспарантом “Навстречу
IX съезду партии!”, слово “массаж” на улицах светится
розовым - а это верный признак того, что массаж
- последнее, что там можно получить. Частные торговцы
передвигаются вместе с вами, предлагая свои услуги
в режиме non-stop. Хошимин снова плотно оккупирован
капитализмом, и он сквозит везде.
Мы провели там день, невинно осматривая
достопримечательности. А вечером были поражены и
уничтожены. Улицы освещены, полно машин, работают
фонтаны! Особенную роль в нашем моральном уничтожении
сыграл некий крупный супермаркет, который мы необдуманно
решили посетить. Это было что-то типа “Галереи Лафайетт”
в Париже, с теми же представленными фирмами и теми
же взглядами продавщиц. Мы испытали культурный шок
туземца, попавшего в водоворот метро. Люди, перемещавшиеся
по Хошимину в этот вечерний час, носили крашеные
волосы, модные прикиды, имели на лице косметику
и вообще выглядели чересчур вольно, по-европейски.
Три кита их существования
Может быть, все описанное вполне
нормально для любого города в пределах азиатских
индустриальных стран (типа Сеула), но просто надо
было проехать недельку по Вьетнаму, чтобы понять:
Хошимин - это не та страна, это просто не может
быть Вьетнамом! Настоящий Вьетнам находится на севере,
в городе Ханое, в сердце живого социализма, на родине
великого вождя Хо Ши Мина. Именно там Вьетнам предстал
перед нами во всей красе, с гордостью демонстрируя
свои основные характеристики: 1) никто не говорит
ни по-какому; 2) они умрут, но денег с туриста перед
смертью стрясут; 3) мопед правит миром.
Эти три кита вьетнамского существования
нуждаются в расшифровке. Во-первых, убеждения, что
Вьетнам когда-то был французской колонией, не оправдываются
ни на грам. Если даже старики еще и помнят, что
были такие французы, то молодежь, составляющая в
стране явное большинство, о таких мелочах не задумывается.
То, как они знают английский язык, хорошо демонстрирует
то, как их предки знали французский - да никак.
Вьетнамец с большим упорством будет проговаривать
единственное английское слово, которое он вызубрил,
но вашего ответа все равно не поймет, даже если
это будет “ес”. Скорее всего он будет с вами разговаривать
по-вьетнамски, с тем же, впрочем, результатом. Попытки
беседовать на здешнем языке успеха не имеют. Фразы,
с трудом выученные мною по разговорнику, типа “cay
nay gia bao nhieu?”, произносимые даже с вопиющим
вьетнамским акцентом, редко воспринимались адекватно.
Идеалистические подозрения о том,
что кто-то там говорит по-русски, также жестоко
нас обманули. Вьетнамский лексикон социалистического
наследия включает лишь такие важнейшие туристические
термины, как “Ленин”, “Путин”, “джясчуйшье” (здравствуйте)
и “хочу любить”, произносимое ими с особым пафосом.
Впрочем, к достоинствам Вьетнама как страны надо
отнести полное отсутствие там русского туриста.
Таким образом, общение с вьетнамским
народом превращается в сложную процедуру. Тем более,
что народ-то очень этого общения желает. Вьетнамец
с утра выходит на улицу с одним-единственным вожделением
- надуть туриста, убить в нем осмотрительность и
стрясти немного денег. Ради выполнения этой задачи
вьетнамец не остановится ни перед чем. Он будет
идти рядом с вами в течение получаса, по-вьетнамски
рассказывая о достоинствах своих на вид непритязательных
открыток с грустными видами родной страны. Он сядет
перед вами на землю в придорожном ресторанчике,
будет хватать вас за ногу и предлагать почистить
ботинки.
Обычно требуется от 2 до 15 минут,
чтобы избавиться от такого вьетнамца. Знание вьетнамских
слов “нет” и “удались вон” поможет в 50% случаев.
Но даже если нам удавалось без ущерба уйти из-под
удара чистильщиков и продавцов уродливых открыток,
удар поджидал нас в любом магазине и кафе. Сдачу
они давать очень не любят - вьетнамец считает, что
все белые богатые, и что им такая чепуха, как $1,
не нужна. Но, несмотря на действительно копеечные
цены, мы бились за каждую 1000 донгов (около 2 руб.)
и таки одерживали победы. Они пытаются обмануть
вас в ресторане, написав в счете сумму на доллар
больше, и без зазрения совести соглашаются, что
были не правы. У них НИКОГДА нет мелочи для сдачи
(этот трюк вообще широко распространен на востоке,
включая арабские страны). Если в меню не написано
цен, спросите их - в противном случае они выкатят
вам счет на дикую сумму.
Движение на улицах городов и между
городами на 95% оккупировано мопедом. На него не
требуется ни прав, ни документов, и вьетнамец, не
в силах купить автомобиль, пересел на мопед. Впрочем,
даже если бы он купил авто, шансов бы все равно
не было - машине проехать среди этого хаоса невозможно,
и немногочисленные такси сильно мучаются. Мопеды
непрестанно гудят и никогда не снижают скорости.
Посему переход через улицу в Ханое становится искусством,
и европеец не сразу овладевает им. Напротив, вьетнамец
переходит дорогу медленно, надвинув на глаза коническую
свою шляпу, не глядя по сторонам и стараясь не совершать
резких движений. Только тогда мопед чувствует ритм
его движения и знает заранее, с какой стороны можно
его обогнать - потому что остановиться или даже
притормозить он даже не подумает.
Остальные средства транспорта относятся
к мопедам с высокомерием, но скрытой боязнью. Велорикша,
частое явление в Ханое и Хошимине, и автомобиль
солидарны в своем желании уничтожить мопед. Единственное,
что может противостоять мопедам - КАМАЗ. Он едет
по одному ему известной траектории, оповещая о своем
приближении пронзительным гудком.
Их еда
Вьетнамец предпочитает питаться на
тротуаре. Типичная картина горожанина: на первом
этаже 3-4-этажного дома красуется ниша, где находится
его ресторан/магазин/парикмахерская. В этой нише,
двери в которую открыты настежь, кто-нибудь обязательно
лежит на полу и дрыхнет. Как-то неудобно заходить
в магазин, когда там явно кто-то спит, ходить там,
примерять вещи, перешагивать через него... Нам было
трудно к этому привыкнуть. Сам же хозяин с парочкой
друзей сидит на корточках на тротуаре у входа в
свою дыру, рядом с ним на земле лежат тлеющие угли,
сверху на них - кастрюля с кипятком, и они едят
свой pho - суп из рисовых макаронов. Большинство
ресторанов исповедует принцип “один хозяин - одно
блюдо”.
В Ханое это может быть com - жареный
рис с кусочками рыбы или курицы, pho ga - макаронный
суп с курицей, или mi - просто макароны, вне супа.
В центре страны, в городах Хюэ, Дананг или Хойан,
самые распространенные блюда включают bun bo - острый
темный суп из говядины. Еду сами вьетнамцы обычно
поливают множеством соусов, но самого популярного
из них - соуса nuoc mam - туристам мудро не выдают
по причине его запаха. Остальные изобретения в области
приправ включают соус из порезанного чили с водой
(очень острый: капля убивает лошадь), знакомый нам
соевый соус и смесь лимонной кислоты, соли и перца
- остроумное и вкусное изобретение для жареной рыбы,
которую во всей Юго-Восточной Азии готовят превосходно.
Многие вьетнамцы с удовольствием едят своеобразные
пирожки с мясом из белого клейкого теста (довольно
сытно). На улицах их продают повсюду, как и свиной
пирог, завернутый в банановый лист. В путеводителях
также описаны десятки блюд из мяса, но это все можно
увидеть только в настоящих дорогих ресторанах. Цена
еды в придорожной забегаловке - $1,5 на двоих, в
ресторане - до $5 на двоих, включая газировку или
сок, который там разбавляют теплой водой.
Впрочем, интерес наш к Вьетнаму лишь
пару раз в день, да и то с большой опаской, относился
к его кулинарии. В остальное время мы носились по
городам, используя все мыслимые виды транспорта,
и осматривали достопримечательности. Спасибо Вьетнаму
за то, что мы все-таки выжили в условиях постоянной
борьбы за жизнь, антисанитарии в пунктах общественного
питания и параноидального дорожного движения. Несмотря
на все это, впечатление от страны осталось все-таки
очень светлое и приятное. Достопримечательности,
природа и удивительная жизнь народа перевешивают
недостатки сервиса.
|