Проект "Программа развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края на 2004-2005 гг. и до 2010 года"

СМИ - опыт сотрудничества

 

 Вьетнамские прелести

Источник: Конкурент 29 июля 2003 Кирилла БАБАЕВА.

Мое открытие этой страны началось с “вокзальных” впечатлений. Первое, что бросается в глаза при высадке в аэропорту Хошимина - скопление народа, неотличимых вьетнамских людей. Плотность населения в стране составляет 220 человек на кв. км (а в Лаосе, к примеру - 7), и это население повсюду.

Впрочем, в Хошимине ему живется неплохо. После объединения Северного и Южного Вьетнама в 1975 г. город очистили от проституток, частных торговцев и прочей капиталистической твари, но сегодня все это, кажется, вернулось с избытком. Проститутки стоят на улице буквально под транспарантом “Навстречу IX съезду партии!”, слово “массаж” на улицах светится розовым - а это верный признак того, что массаж - последнее, что там можно получить. Частные торговцы передвигаются вместе с вами, предлагая свои услуги в режиме non-stop. Хошимин снова плотно оккупирован капитализмом, и он сквозит везде.

Мы провели там день, невинно осматривая достопримечательности. А вечером были поражены и уничтожены. Улицы освещены, полно машин, работают фонтаны! Особенную роль в нашем моральном уничтожении сыграл некий крупный супермаркет, который мы необдуманно решили посетить. Это было что-то типа “Галереи Лафайетт” в Париже, с теми же представленными фирмами и теми же взглядами продавщиц. Мы испытали культурный шок туземца, попавшего в водоворот метро. Люди, перемещавшиеся по Хошимину в этот вечерний час, носили крашеные волосы, модные прикиды, имели на лице косметику и вообще выглядели чересчур вольно, по-европейски.

Три кита их существования

Может быть, все описанное вполне нормально для любого города в пределах азиатских индустриальных стран (типа Сеула), но просто надо было проехать недельку по Вьетнаму, чтобы понять: Хошимин - это не та страна, это просто не может быть Вьетнамом! Настоящий Вьетнам находится на севере, в городе Ханое, в сердце живого социализма, на родине великого вождя Хо Ши Мина. Именно там Вьетнам предстал перед нами во всей красе, с гордостью демонстрируя свои основные характеристики: 1) никто не говорит ни по-какому; 2) они умрут, но денег с туриста перед смертью стрясут; 3) мопед правит миром.

Эти три кита вьетнамского существования нуждаются в расшифровке. Во-первых, убеждения, что Вьетнам когда-то был французской колонией, не оправдываются ни на грам. Если даже старики еще и помнят, что были такие французы, то молодежь, составляющая в стране явное большинство, о таких мелочах не задумывается. То, как они знают английский язык, хорошо демонстрирует то, как их предки знали французский - да никак. Вьетнамец с большим упорством будет проговаривать единственное английское слово, которое он вызубрил, но вашего ответа все равно не поймет, даже если это будет “ес”. Скорее всего он будет с вами разговаривать по-вьетнамски, с тем же, впрочем, результатом. Попытки беседовать на здешнем языке успеха не имеют. Фразы, с трудом выученные мною по разговорнику, типа “cay nay gia bao nhieu?”, произносимые даже с вопиющим вьетнамским акцентом, редко воспринимались адекватно.

Идеалистические подозрения о том, что кто-то там говорит по-русски, также жестоко нас обманули. Вьетнамский лексикон социалистического наследия включает лишь такие важнейшие туристические термины, как “Ленин”, “Путин”, “джясчуйшье” (здравствуйте) и “хочу любить”, произносимое ими с особым пафосом. Впрочем, к достоинствам Вьетнама как страны надо отнести полное отсутствие там русского туриста.

Таким образом, общение с вьетнамским народом превращается в сложную процедуру. Тем более, что народ-то очень этого общения желает. Вьетнамец с утра выходит на улицу с одним-единственным вожделением - надуть туриста, убить в нем осмотрительность и стрясти немного денег. Ради выполнения этой задачи вьетнамец не остановится ни перед чем. Он будет идти рядом с вами в течение получаса, по-вьетнамски рассказывая о достоинствах своих на вид непритязательных открыток с грустными видами родной страны. Он сядет перед вами на землю в придорожном ресторанчике, будет хватать вас за ногу и предлагать почистить ботинки.

Обычно требуется от 2 до 15 минут, чтобы избавиться от такого вьетнамца. Знание вьетнамских слов “нет” и “удались вон” поможет в 50% случаев. Но даже если нам удавалось без ущерба уйти из-под удара чистильщиков и продавцов уродливых открыток, удар поджидал нас в любом магазине и кафе. Сдачу они давать очень не любят - вьетнамец считает, что все белые богатые, и что им такая чепуха, как $1, не нужна. Но, несмотря на действительно копеечные цены, мы бились за каждую 1000 донгов (около 2 руб.) и таки одерживали победы. Они пытаются обмануть вас в ресторане, написав в счете сумму на доллар больше, и без зазрения совести соглашаются, что были не правы. У них НИКОГДА нет мелочи для сдачи (этот трюк вообще широко распространен на востоке, включая арабские страны). Если в меню не написано цен, спросите их - в противном случае они выкатят вам счет на дикую сумму.

Движение на улицах городов и между городами на 95% оккупировано мопедом. На него не требуется ни прав, ни документов, и вьетнамец, не в силах купить автомобиль, пересел на мопед. Впрочем, даже если бы он купил авто, шансов бы все равно не было - машине проехать среди этого хаоса невозможно, и немногочисленные такси сильно мучаются. Мопеды непрестанно гудят и никогда не снижают скорости. Посему переход через улицу в Ханое становится искусством, и европеец не сразу овладевает им. Напротив, вьетнамец переходит дорогу медленно, надвинув на глаза коническую свою шляпу, не глядя по сторонам и стараясь не совершать резких движений. Только тогда мопед чувствует ритм его движения и знает заранее, с какой стороны можно его обогнать - потому что остановиться или даже притормозить он даже не подумает.

Остальные средства транспорта относятся к мопедам с высокомерием, но скрытой боязнью. Велорикша, частое явление в Ханое и Хошимине, и автомобиль солидарны в своем желании уничтожить мопед. Единственное, что может противостоять мопедам - КАМАЗ. Он едет по одному ему известной траектории, оповещая о своем приближении пронзительным гудком.

Их еда

Вьетнамец предпочитает питаться на тротуаре. Типичная картина горожанина: на первом этаже 3-4-этажного дома красуется ниша, где находится его ресторан/магазин/парикмахерская. В этой нише, двери в которую открыты настежь, кто-нибудь обязательно лежит на полу и дрыхнет. Как-то неудобно заходить в магазин, когда там явно кто-то спит, ходить там, примерять вещи, перешагивать через него... Нам было трудно к этому привыкнуть. Сам же хозяин с парочкой друзей сидит на корточках на тротуаре у входа в свою дыру, рядом с ним на земле лежат тлеющие угли, сверху на них - кастрюля с кипятком, и они едят свой pho - суп из рисовых макаронов. Большинство ресторанов исповедует принцип “один хозяин - одно блюдо”.

В Ханое это может быть com - жареный рис с кусочками рыбы или курицы, pho ga - макаронный суп с курицей, или mi - просто макароны, вне супа. В центре страны, в городах Хюэ, Дананг или Хойан, самые распространенные блюда включают bun bo - острый темный суп из говядины. Еду сами вьетнамцы обычно поливают множеством соусов, но самого популярного из них - соуса nuoc mam - туристам мудро не выдают по причине его запаха. Остальные изобретения в области приправ включают соус из порезанного чили с водой (очень острый: капля убивает лошадь), знакомый нам соевый соус и смесь лимонной кислоты, соли и перца - остроумное и вкусное изобретение для жареной рыбы, которую во всей Юго-Восточной Азии готовят превосходно. Многие вьетнамцы с удовольствием едят своеобразные пирожки с мясом из белого клейкого теста (довольно сытно). На улицах их продают повсюду, как и свиной пирог, завернутый в банановый лист. В путеводителях также описаны десятки блюд из мяса, но это все можно увидеть только в настоящих дорогих ресторанах. Цена еды в придорожной забегаловке - $1,5 на двоих, в ресторане - до $5 на двоих, включая газировку или сок, который там разбавляют теплой водой.

Впрочем, интерес наш к Вьетнаму лишь пару раз в день, да и то с большой опаской, относился к его кулинарии. В остальное время мы носились по городам, используя все мыслимые виды транспорта, и осматривали достопримечательности. Спасибо Вьетнаму за то, что мы все-таки выжили в условиях постоянной борьбы за жизнь, антисанитарии в пунктах общественного питания и параноидального дорожного движения. Несмотря на все это, впечатление от страны осталось все-таки очень светлое и приятное. Достопримечательности, природа и удивительная жизнь народа перевешивают недостатки сервиса.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz