Мировой опыт реформ

Россия

Зарубежные страны


      “Концепция стратегического развития России до 2010 года”
      (Разработана рабочей группой под руководством
      члена президиума Государственного Совета Российской Федерации,
      Главы Администрации Хабаровского края, д.э.н. В.И. Ишаева)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Введение
1. Социальная консолидация как основа развития государства
2. Концепция развития
2.1. Экономика роста

2.2. Проблемы и ограничения роста
2.3. Этапы развития
2.4. Формирование эффективной региональной структуры в экономике
3. Основные элементы экономической политики
3.1. Укрепление рыночных основ экономики

3.2. Активизация конечного спроса
3.3. Организация системы финансирования экономики
3.4. Бюджетно-налоговая политика
3.5. Региональная политика
3.6. Роль государства
4. Реформа власти и укрепление социальной базы реформ
5. Основные элементы краткосрочной экономической политики
5.1. Текущая макроэкономическая ситуация

5.2. Меры по поддержанию устойчивых темпов роста в национальной экономике

Концепция стратегического развития России на период до 2010 г. была разработана рабочей группой под руководством члена президиума Государственного Совета Российской Федерации д. э. н В.И.Ишаева
с использованием материалов и предложений:

академика РАН

Аганбегяна А.Г.

к.э.н.

Белоусова А.Р.

чл.-корр. РАН

Глазьева С.Ю.

академика РАН

Гранберга А.Г.

академика РАН

Ивантера В.В.

д.э.н.

Кузьминова Я.И.

д.э.н.

Мельникова В.Н.

чл.-корр. РАН

Минакира П.А.

академика РАН

Некипелова А.Д.

д.э.н.

Шохина А.Н.

 

Предисловие

29 сентября 2000 г. на первом заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации Президентом России было дано поручение сформировать рабочую группу по выработке стратегии развития государства на долгосрочную перспективу. Возглавить группу было поручено мне как члену президиума Госсовета РФ. В состав группы вошли крупные ученые-экономисты, известные политики, представители правительства, руководители субъектов Федерации. В кратчайшие сроки группой был подготовлен доклад “О стратегии развития государства на период до 2010 года”. Концепция стратегии, идеи, лежащие в ее основе, и основные элементы стратегии — комплексное видение перспективы и целей государственного строительства — были доложены предварительно на заседании президиума Госсовета, получили одобрение участников заседания и были рекомендованы для доклада на первом заседании Госсовета.

22 ноября 2000 г. на первом заседании Госсовета РФ доклад был представлен, его основные положения были одобрены, президент России В.В.Путин дал поручение доработать совместно с правительством стратегию развития государства до 2010 г. и внести на рассмотрение Государственного Совета РФ в феврале 2001 г.

Изложенные в докладе на заседании Госсовета принципиальные положения стратегии развития общества и государства прошли не один круг обсуждений. Разработки, начатые рабочей группой, продолжались в течение всего времени после заседания Государственного совета 22 ноября 2000 г. Они были расширены за счет привлечения специалистов в различных областях общественной, экономической, правовой, политической жизни.

Важным этапом стало обсуждение основных идей стратегии на расширенном заседании Отделения экономики Российской академии наук в конце января 2001 г., где был высказан ряд предложений по развитию концепции и поддержаны ее основные положения. В поддержку программы высказались видные ученые, политические деятели, такие руководители, как председатель верхней палаты Федерального Собрания РФ Е.С.Строев, мэр г. Москвы Ю.М. Лужков, президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев, мэр г. Санкт-Петербурга В.А.Яковлев, академик-секретарь отделения экономики РАН Д.С.Львов, руководство Совета Безопасности РФ, руководители ряда фракций Госдумы и др. Эта поддержка и неоднократные обсуждения материалов убедили нас в том, что принципы, цели и механизмы их реализации, сформулированные в стратегии, соответствуют задаче формирования сильного и эффективного государства, которое должно сыграть свою роль в переходном периоде и создать условия для обеспечения достойной жизни граждан страны.

Стратегия базируется на идее социальной консолидации общества, которая реально может быть достигнута только в условиях достойной жизни граждан. Сердцевиной этой идеи является задача формирования, укрепления и расширения среднего класса, новой модели потребления с опорой на российский стандарт благосостояния.

Понятно, что распределением и перераспределением национального дохода эта идея не может быть реализована. Поэтому первостепенное место в стратегии уделено проблеме достижения устойчивого и динамичного экономического развития. Концепция развития последовательно и всесторонне представляет условия, ограничения и факторы, которые обусловливают экономику роста. Авторам стратегии представляется, что траектория развития в период, рассмотренный в стратегии, не может быть монотонно-инерционной. Нами сформулирована концепция этапов экономической динамики и необходимых условий, при которых экономическое развитие России будет действительно поступательным и динамичным. Точно так же экономическая динамика такой огромной страны не может не учитывать экономико-географического разнообразия ее системы. Поэтому логичным продолжением концепции экономического развития стало включение в стратегию задачи и механизма формирования эффективной региональной структуры социально-экономической системы России.

Мониторинг и анализ развития России в 90-х годах, исследование мирового опыта различных по своему политическому устройству и уровням экономического развития стран дают основания утверждать, что существует определенная закономерность в эффективной реализации методов преодоления кризисных состояний. Она заключается в государственном регулировании переходных процессов и кризисных этапов развития с учетом национальной и экономической специфики той или иной страны. Государственное вмешательство характерно для ряда государств, и их вывод из кризисного состояния и создание условий для эффективных рыночных экономик в США связывают с именем президента Ф.Рузвельта, Японии — Д.Макартура, Англии — М. Тэтчер, Китае — Дэн Сяопина. Большая часть россиян связывает свои надежды на улучшение жизни и вывод российской экономики из кризиса в первую очередь с именем нынешнего Президента России В.В.Путина.

Развитая демократия и стационарная рыночная экономика с режимом гарантий прав собственности и равными условиями конкуренции для всех экономических агентов, развитие которой происходит на основе самоорганизации гражданского общества и предпринимательской инициативы, является безусловной целью государства и общества. Государство не должно отказываться и не отказывается от либеральных ценностей и институтов организации общества. Более того, стратегической целью государства является создание подлинно либерального общества с эффективной рыночной экономикой. Стабильный и высокий экономический рост может обеспечить только рынок.

Именно поэтому институциональные условия формирования и развития эффективного рынка раскрыты в стратегии в значительном по объему и содержанию разделе об экономической политике государства.

Разработчики стратегии понимали, что недостаточно просто декларировать цели и намерения в области обеспечения благополучия, безопасности и достойной жизни людей. Государство должно гарантировать эффективную выработку и реализацию соответствующих решений на основе согласованных действий федерального центра, субъектов Российской Федерации, бизнеса. В связи с этим создание правового и организационного механизма, обеспечивающего согласованность действий, является основой стратегии развития государства. Эффективное развитие общества, экономики и социальной сферы возможно лишь на основе эффективной системы власти. Реформа власти и укрепление социальной базы реформ предполагает, по нашему мнению, установление и неуклонное соблюдение принципов распределения компетенции, непротиворечивости, реализуемости и верховенства законов, устранение взаимопересечений и дублирования регулятивных воздействий, приоритета федерального законодательства.

1999—2000 гг. дали основания для некоторого оптимизма в смысле результатов экономического роста, оживления инвестиционного процесса и улучшения ситуации с реальными доходами населения. Перспективные стратегические цели, безусловно, должны базироваться на этих благоприятных (пока) микротенденциях. Поэтому задачам укрепления и расширения ключевых положительных тенденций в стратегии отведен самостоятельный раздел. На основании этих тенденций нами сформулированы принципиальные меры по повышению темпов и устойчивости экономического роста как фундаментального условия реализации стратегических целей развития России.

Стратегия развития государства рабочей группой сформулирована, но работа по ее совершенствованию и реализации уже имеет маленькую историю, и поэтому я хотел бы выразить искреннюю благодарность всем, кто непосредственно работал над ней, кто внес предложения и замечания в ходе ее корректировки и обсуждения.

Руководитель рабочей группы,
член президиума Государственного совета
Российской Федерации,
Глава Администрации Хабаровского края,
доктор экономических наук
В.Ишаев
февраль 2001 г.

Введение

Важнейшей функцией верховной власти страны является стратегическое целеполагание. Отсутствие внятных целей развития или их неправильный выбор могут повлечь за собой тяжелые последствия для всего общества и ввергнуть страну в затяжной социальный и экономический кризис. В последние десятилетия России пришлось убеждаться в этом неоднократно.

Государственная стратегия социально-экономического развития является широко используемым инструментом антикризисного регулирования, мобилизации ресурсов для решения задач структурно-технологической и институциональной модернизации экономики (в том числе политики “догоняющего развития”). Стратегия является также источником информации для субъектов рынка, особенно важным при принятии инвестиционных решений.

Мы исходим из того, что рыночные реформы не являются самодостаточной целью. С точки зрения общественных интересов любые экономические механизмы — это всего лишь инструмент для достижения желаемого результата. Каждая экономическая система может считаться эффективной лишь в той мере, в какой она способна в конкретных макроэкономических обстоятельствах обеспечить достижение базовых целей общества: высокого уровня жизни населения, гармоничных социальных отношений, устойчивой динамики развития.

Не всякая рыночная экономика отвечает этим критериям. Эффективность функционирования рыночной экономики достигается в результате тонкой настройки взаимодействующих рынков, достижения полноты и зрелости системы институтов и социальных предпосылок. В современных условиях естественное эволюционное формирование эффективного рыночного хозяйства в России потребует длительного времени, предопределит ее дальнейшее отставание от стран — лидеров мирового экономического развития и будет сопровождаться крупномасштабной потерей производственного и ресурсного потенциала, неприемлемо большими социальными издержками.

Поэтому эффективную рыночную экономику необходимо строить. Она должна стать итогом реализации трансформационной и модернизационной стратегии, в рамках которой необходимо согласовать и гармонизировать целевые установки в области рыночных преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической перестройки, повышения уровня жизни населения, эффективного включения в мировую экономику.

Подобная стратегия социально-экономического развития должна расширить систему целевых ориентиров и стать фундаментальной основой текущей и среднесрочной программы макроэкономической политики, которая разрабатывается и реализуется федеральным правительством.

В основе стратегии должны лежать высокие, достойные России и одновременно достижимые долгосрочные цели. В современных обстоятельствах в качестве такой стратегической цели может быть принято превращение России в динамично развивающуюся экономическую державу, обеспечивающую на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты уровня жизни в российских природно-климатических и географических условиях.

Объективными предпосылками достижения этой цели являются высокие темпы экономического развития, заметно превосходящие соответствующие показатели как соседних государств, так и мирового сообщества в целом. В связи с этим создание условий для эффективного экономического роста, основанного на инвестициях в структурно-технологическую модернизацию отечественной экономики, обеспечивающего повышение благосостояния граждан России, становится важнейшей целью российского государства.

При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Достижение просто “высоких темпов роста” не может рассматриваться как стратегическая цель развития. Тем более, если эти темпы достигаются за счет “производства ради производства”. Темпы роста должны стать результатом достижения конкретных, значимых для населения ориентиров благосостояния, успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации, дополнительных конкурентных преимуществ России на международной арене.

В условиях современного российского воспроизводственного кризиса, на начальных этапах перехода к рыночным отношениям, которые характерны для нашей страны, действие рыночных сил должно подкрепляться и/или корректироваться целесообразной государственной политикой социально-экономического развития. Разработка и реализация долгосрочной стратегии структурно-технологической и институциональной модернизации предопределяет рост активности государства в сфере экономики, адекватный сложившейся воспроизводственной ситуации и сложности задач формирования эффективного социально-ориентированного рыночного хозяйства.

 

 

 

Hosted by uCoz