Мировой опыт реформ

Россия

Зарубежные страны


    “Концепция стратегического развития России до 2010 года”
    (Разработана рабочей группой под руководством
    члена президиума Государственного Совета Российской Федерации,
    Главы Администрации Хабаровского края, д.э.н. В.И. Ишаева)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Введение
1. Социальная консолидация как основа развития государства
2. Концепция развития
2.1. Экономика роста

2.2. Проблемы и ограничения роста
2.3. Этапы развития
2.4. Формирование эффективной региональной структуры в экономике
3. Основные элементы экономической политики
3.1. Укрепление рыночных основ экономики

3.2. Активизация конечного спроса
3.3. Организация системы финансирования экономики
3.4. Бюджетно-налоговая политика
3.5. Региональная политика
3.6. Роль государства
4. Реформа власти и укрепление социальной базы реформ
5. Основные элементы краткосрочной экономической политики
5.1. Текущая макроэкономическая ситуация

5.2. Меры по поддержанию устойчивых темпов роста в национальной экономике

 

4. Реформа власти и укрепление социальной базы реформ

Эффективное развитие общества, экономики и социальной сферы возможно лишь на основе эффективной системы власти. На пороге XXI века российское государство нуждается в консолидации, преодолении практики несогласованности действий и расхождения декларируемой и фактически проводимой политики. Это не означает отказа от принципов разделения властей и федерализма. Задачей является установление и неуклонное соблюдение принципов распределения компетенции, непротиворечивости, реализуемости и верховенства законов; устранение взаимопересечений и дублирования регулятивных воздействий; соблюдение приоритета федерального законодательства. Важным условием является невмешательство федеральных властей в решения, принимаемые и эффективно реализуемые на уровне субъектов Федерации, а также невмешательство региональных властей в решения, принимаемые и эффективно реализуемые органами местного самоуправления.

В условиях развитой демократии и стационарной рыночной экономики развитие страны происходит в основном на основе самоорганизации гражданского общества и предпринимательской инициативы, которые дополняются и корректируются конкретными целевыми воздействиями государства. Каждое из таких воздействий, будь то закрепление за государством определенных объектов собственности, изменение налогового режима, бюджетные ассигнования и субсидии, проведение активных акций экономического регулирования и т.д., должно обосновываться, с одной стороны, наличием четко сформулированной задачи, а с другой — доказательством адекватности предпринимаемых мер именно этой задаче.

В России проблема заключается в том, что отсутствует как стационарный рынок, так и традиции демократического государственного регулирования. Существующая ныне практика государственного и муниципального управления несет отпечаток стихийного демонтажа социалистической системы с ее тотальным контролем государства над экономикой и обществом. В результате, с одной стороны, недопустимо ослаблены воздействия государства на ряд определяющих жизнедеятельность общества процессов (обеспечение обороноспособности, развитие образования и фундаментальной науки, структурное развитие экономики, безопасность жизни и пр.). С другой стороны, сохраняется инерция необоснованного и ресурсно-необеспеченного, а потому вредного вмешательства государства в процессы развития общества и экономики, которые имеют большой потенциал саморегулирования.

Государство в рыночной экономике выступает одновременно:

  • как организатор экономического порядка, ответственный за установление общих “правил игры” и являющийся гарантом их стабильности и выполнения;
  • как предприниматель, осуществляющий экономическую деятельность в пределах установленных норм и правил;
  • как персонификатор и выразитель общественных целей и интересов.

Направления развития государства определяются функциями, которые оно должно выполнять для реализации главной цели — создания условий для обеспечения благополучия, безопасности и достойной жизни граждан России. Необходимо на основе инвентаризации ныне формулируемых и реализуемых задач и функций государственного и муниципального управления отказаться от функций, которые государство не должно или не может эффективно реализовывать. Структуры государственного и муниципального аппаратов должны быть приведены в строгое соответствие со структурой и масштабом проблем, которые они призваны решать.

В сфере экономики к основным функциям государства относятся:

  • поддержание макроэкономического и структурного равновесия в той части, в которой рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать;
  • формирование и обеспечение экономического порядка посредством разработки и гарантии реализации норм и правил поведения и отношений экономических агентов;
  • выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики, включая обеспечение социальной поддержки целей и средств реализации национальной стратегии развития;
  • поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью поддержания и роста конкурентоспособности отечественной экономики в условиях глобализации мирового хозяйства;
  • обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабильности.

Реализация данных функций предполагает совершенствование ряда организационных механизмов, в том числе:

  • процедур разработки и реализации программ федерального уровня и методов контроля за достижением намеченных в них целей;
  • схем и методов мобилизации ресурсов и их концентрации на приоритетных направлениях (например, предоставление государственных гарантий, кредитов, государственных заказов);
  • процедур правового обеспечения программ развития и других инструментов государственной политики.

Для скорейшего создания эффективного, нацеленного в будущее российского государства необходимо:

  • провести социально-экономическую экспертизу законодательства, определяющего регулятивное вмешательство государства в экономические и социальные процессы;
  • оптимизировать структуру исполнительных органов власти на всех уровнях, усилить программно-целевой подход к планированию и финансированию их деятельности;
  • реформировать государственную службу на принципах эффективности, гибкости, динамизма, освоения позитивного мирового опыта;
  • привлечь в органы власти квалифицированных и инициативных управленцев из частного сектора, создать стимулы реального сокращения численности аппарата при существенном повышении оплаты труда;
  • кардинально сократить сферу дискреционных (определяемых лишь собственным усмотрением) решений государственных служащих;
  • создать современную систему административной юстиции.

Подобные условия и механизмы могут быть обеспечены лишь сильным государством. Создание сильного и эффективного государства, способного сформировать условия для обеспечения благополучия и достойной жизни граждан страны, является ключевой стратегической задачей, сформулированной и в Послании Президента РФ за 2000 г.

Одним из главных приоритетов в деле построения такого государства является преодоление сопротивления (активного или пассивного) ключевых политических и экономических субъектов, которым выгодна неэффективность власти и рыночных институтов.

Обеспечение благополучия и достойной жизни не может быть делом только власти, тем более лишь одного из ее уровней. Эта стратегическая цель требует согласованных действий федерального центра (ответственного за все), региональных властей (ответственных за социально-экономическое развитие своих регионов) и крупного бизнеса (ответственного только за себя, но взявшего под контроль базовые отрасли экономики). Необходимую согласованность действий должны обеспечить соответствующие правовые и организационные механизмы, которые определят и повышение эффективности государства.

Реализация социальных целей развития государства предполагает практически работающие правовой, политический и хозяйственный механизмы разграничения ответственности власти (федерального центра, субъектов Федерации, органов местного самоуправления) и основных субъектов экономики (бизнеса и домохозяйств) за достижение целевых параметров уровня жизни, что позволит сформировать соответствующий общественный договор. Эта схема должна быть обеспечена принятием ряда законов, включающих:

  • закон, который сформирует базовую рамочную схему взаимоотношений, взаимодействий и взаимоответственности государственной власти, общества, бизнеса и граждан в процессе разработки и реализации стратегии, гарантирует демократические нормы управления страной и экономикой;
  • закон о развитии федеративных отношений, устанавливающий: (а) разделение прав, полномочий и ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями власти по реализации целей социально-экономического развития и обеспечению социальных гарантий, зафиксированных Конституцией, (б) нормативно-правовое разделение властных полномочий и ответственности в процессе управления страной;
  • закон о социально-экономической защите северных и приграничных территорий, который должен создать нормативно-правовую основу для консолидации и эффективного использования (в настоящее время разрозненных) ресурсов для достижения стратегических целей в развитии территорий, являющихся основой безопасности государства;
  • закон о молодежи, который должен сформировать нормативно-правовую основу защиты, сохранения и приумножения главного ресурса страны — “человеческого капитала”;
  • новый вариант Закона о безопасности, который должен стать нормативно-правовой базой обеспечения безопасного движения общества по пути реализации стратегии развития, основой консолидации деятельности силовых институтов, других элементов властной вертикали в вопросах внутренней политики и строительства правового государства, активным инструментом борьбы с коррупцией.

Системная совокупность таких законов может стать правовой основой государственного управления, отвечающего требованиям стратегии развития России, конституционным принципам и ключевым демократическим критериям.

 

 

 

Hosted by uCoz