Мировой опыт реформ

Россия

Зарубежные страны


    “Концепция стратегического развития России до 2010 года”
    (Разработана рабочей группой под руководством
    члена президиума Государственного Совета Российской Федерации,
    Главы Администрации Хабаровского края, д.э.н. В.И. Ишаева)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Введение
1. Социальная консолидация как основа развития государства
2. Концепция развития
2.1. Экономика роста

2.2. Проблемы и ограничения роста
2.3. Этапы развития
2.4. Формирование эффективной региональной структуры в экономике
3. Основные элементы экономической политики
3.1. Укрепление рыночных основ экономики

3.2. Активизация конечного спроса
3.3. Организация системы финансирования экономики
3.4. Бюджетно-налоговая политика
3.5. Региональная политика
3.6. Роль государства
4. Реформа власти и укрепление социальной базы реформ
5. Основные элементы краткосрочной экономической политики
5.1. Текущая макроэкономическая ситуация

5.2. Меры по поддержанию устойчивых темпов роста в национальной экономике

 

1. Социальная консолидация как основа развития государства

Глубокий раскол общества остается ключевым фактором, препятствующим укреплению российской государственности. Основные сегменты общества все дальше расходятся по ценностным ориентациям, уровню благосостояния, стилям жизни, образцам и нормам поведения. Это “разбегание” к полюсам крайне затрудняет формирование демократических институтов государства и гражданского общества, поскольку исчезает сама основа демократии — социальное согласие по поводу базовых ценностей и принципов жизни.

В обществе формируются две, по сути дела, полярные модели ценностных ориентаций. Одна из них характеризуется ориентацией на государственный патернализм и коллективизм, другая — приоритетами индивидуализма, достижения личного успеха, преобладанием материально-прагматических установок.

Сегодня в России сложились два неравных социальных слоя: слой обеспеченности и слой бедности. Слой обеспеченности, в котором сохранился или увеличился дореформенный уровень благосостояния, включает 25—30 млн. человек, или пятую часть населения. Из них 8—10 млн. человек (5—7% населения) практически достигли западных стандартов потребления продуктов питания, предметов гардероба, товаров бытового и хозяйственного назначения, услуг. Слой бедности, в котором среднедушевые доходы не покрывают даже прожиточного минимума, охватывает почти 60 млн. человек — около 40% населения. При этом денежные доходы 25—30 млн. человек опустились ниже стоимости минимальной потребительской корзины, т.е. до уровня нищеты (рис. 1). В рамках этого слоя быстро растет застойная бедность с присущими ей нормами и стереотипами поведения.

Существующая и реально достижимая структура
распределения населения России по уровню жизни


Рис.1

В результате Россия все больше приобретает сходство с обществами “третьего мира”. Обеспеченные социальные группы оказываются в окружении основной массы населения с низким достатком, патерналистскими ценностными ориентациями, но (пока) более высокими, чем в странах “третьего мира”, стандартами культуры и потребления. В таких условиях консолидация общества и формирование эффективных хозяйственных мотиваций вряд ли возможно. Зато со всей непреложностью воспроизводятся предпосылки общественного раскола и конфликта.

В такой социальной среде государство оказывается объективно чуждым и даже враждебным по отношению к основным социальным группам. Для сегмента общества, ориентированного на ценности патернализма, отчуждение от государства связано со свертыванием его социальных функций — социального обеспечения, оплаты труда, образования, здравоохранения, жилья, обеспечения безопасности и защиты от социальной несправедливости. Наоборот, для благополучной части общества даже оставшиеся социальные функции государства выглядят чем-то ненужным, выступают как фактор налоговой и административной нагрузки. Между тем в российском обществе именно государство всегда играло ключевую роль, выступая в качестве арбитра между различными социальными группами, снимая остроту социальных конфликтов и привнося в общество необходимый социальный порядок и набор общих целей.

Во все времена важнейшей функцией государства в России было поддержание равновесия и диалога между различными социальными слоями и группами. Особую роль в этом играла политика государственного патернализма, реализация государством широкого спектра социальных функций. Ее масштабы могут быть охарактеризованы соотношением государственных и индивидуальных расходов на социальные нужды (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальную сферу), которое, например, в СССР было на порядок выше, чем в США.

Опыт последних лет показывает, что и сегодня формирование сильного и эффективного государства возможно только на основе социальной консолидации, расширения общественной поддержки целей и действий власти. Попытки сделать это, опираясь лишь на консолидацию деловой и политической элиты, обречены на неудачу. Социальная консолидация — необходимое условие демократии и развития гражданского общества.

В соответствии с “двухполюсной” структурой российского общества сегодня сложились два принципиально различных подхода к роли государства и его социальным функциям. Первый из них — подход, основанный на государственном патернализме, крупномасштабной поддержке малоимущих слоев населения за счет средств государства. Ограниченность этого подхода с учетом сегодняшних реалий экономики и перспектив ее развития в обозримом будущем очевидна. К настоящему времени социальные расходы государства, включая поддержку жилищно-коммунального хозяйства, достигают 10% ВВП. Их доля выше, чем в 1990 г. (8% ВВП). Проблема же бедности не решается. Конечно, нынешние 10% ВВП по абсолютной величине значительно уступают 8% 1990 г. Но существенное увеличение абсолютных размеров социальных расходов невозможно без массированного наращивания налоговой нагрузки на товаропроизводителей, что приведет к новому (но в гораздо худших социальных и экономических условиях) периоду застоя российского общества. Такой застой станет не способом выживания общества и государства, а стратегическим тупиком, “тихой смертью под социальным наркозом”. Это означает, что попытка решения проблемы бедности только за счет ресурсов государства не имеет реальной перспективы.

Второй подход — ускоренное осуществление модели субсидиарного государства, основанной на принципе: государство отвечает лишь за обеспечение минимума социальных услуг; остальное граждане должны зарабатывать сами. Социальные расходы при этом перераспределяются в пользу самых уязвимых групп населения за счет сокращения социальных трансфертов обеспеченным семьям.

В действительности ни одна из этих моделей в чистом виде не может быть реализована сегодня. В целом Россия должна стремиться к модели субсидиарного государства. Однако данный вариант осуществим только в условиях высоких и, главное, стабильных темпов экономического роста. Они помогут в ближайшей перспективе сохранить и минимальный уровень патернализма.

Таким образом, путь к социальной консолидации лежит через решение ряда взаимосвязанных задач:

  • налаживание партнерства между основными социальными группами;
  • на этой основе — формирование договорных рамок поведения различных социальных групп и механизмов ответственности за их нарушение;
  • расширение базы социальной поддержки власти на основе ее реальной ответственности за достижение социально значимых целей (рост уровня жизни, безопасность граждан).
  • Суть проблемы в том, что в условиях отсутствия массового среднего класса консолидация расколотого общества может быть обеспечена только государством. А для того чтобы запустить взаимообусловленные процессы социальной консолидации и укрепления государства, необходимо выполнение следующих условий:
  • выбор такой стратегической цели развития государства, которая обладает консолидирующим потенциалом, способна объединить усилия различных социальных групп;
  • формирование “социального контракта” между государством (властью), бизнесом и обществом, на котором, в частности, должны базироваться институты легитимности государства и собственности;
  • создание нового социального порядка, регулирующего поведение основных социальных субъектов в общем контексте реализации стратегических целей государства.

Целью развития государства, обладающей наибольшим консолидирующим потенциалом, является повышение уровня жизни, безопасность и достойная жизнь граждан России. Именно так сформулирована в 7-й статье Конституции РФ задача государства. А значит, критерием его развития должен стать уровень организации, подготовки и использования всех сил и ресурсов государства для достижения этой цели.

Механизм “социального контракта”, консолидирующего государство, бизнес и общество вокруг цели роста благосостояния, мог бы выглядеть следующим образом:

  • по отношению к обществу государство берет на себя реальную ответственность за создание условий для повышения уровня жизни, обеспечение социальных гарантий и безопасности граждан, получая взамен легитимность и общественную поддержку;
  • по отношению к бизнесу государство обеспечивает гарантии прав собственности, благоприятный предпринимательский климат, поддержку бизнеса за пределами России, получая взамен поддержку со стороны национального капитала и строгое соблюдение установленных государством норм и правил;
  • баланс между обществом и капиталом строится по принципу: социально ответственное поведение бизнеса в обмен на общественную поддержку его интересов, целей и действий.

Основой нового социального порядка должно стать создание соответствующего правового механизма, обеспечивающего согласование интересов и координацию действий федерального центра, субъектов Российской Федерации и крупного бизнеса (корпораций). Это предполагает разделение ответственности власти и основных субъектов экономики за достижение согласованных параметров уровня жизни. Создание такого механизма позволит, с одной стороны, строго разграничить обязательства и сферы ответственности федерального центра, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, бизнеса и самих граждан за повышение благосостояния и решение социальных задач, а с другой — наладить постоянный диалог между основными участниками экономических и социальных процессов.

Успешность развития государства по принципу “благосостояние для большинства” будет определяться динамикой формирования массового среднего класса. Он должен охватить по крайней мере 50—55% населения. Одновременно доля населения с доходами ниже прожиточного минимума должна снизиться к концу десятилетия до 10—15%. Государство просто не сможет длительное время соединять полярно противоположные сегменты расколотого общества, если не начнется ускоренное становление его естественной социальной опоры — массового слоя людей со средним достатком. Формирование среднего класса придаст необходимую устойчивость всей социальной конструкции и послужит основой для преодоления наиболее негативных последствий социального раскола.

Становление среднего класса предполагает формирование новой модели потребления — “российского стандарта благосостояния”, — отвечающей потребительским ориентирам данной социальной группы. Речь идет не о “социально гарантированном минимуме”, а о нормах потребления, соответствующих достойному уровню жизни, которые в то же время достижимы для основной массы российских граждан и поэтому могут стать для них реальными стимулами трудовой и предпринимательской активности. Такой стандарт благосостояния включает: качественное жилье, загородный дом, высокую обеспеченность товарами длительного пользования, автомобиль, доступность качественных услуг здравоохранения и образования и др. Реализация стратегии “благосостояние для большинства” предполагает, что именно этот стандарт, как массовый и наиболее типичный, должен стать целевой основой долгосрочного экономического развития.

Реформирование социальной сферы, осуществляемое в рамках стратегии “благосостояние для большинства”, должно исходить из следующих общих принципов:

  • недопустимость снижения уровня жизни у больших групп населения ни на одном этапе реформ;
  • обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг, прежде всего качественного медицинского обслуживания и образования;
  • усиление адресности социальных пособий и других денежных выплат населению;
  • постепенность перехода на принцип платности социальных услуг и ликвидации “перекрестного субсидирования” — в строгом соответствии с ростом реальных доходов граждан, оплаты труда “бюджетников” и социальных выплат.
  • В соответствии с расчетами, для формирования массового среднего класса уровень потребления в РФ должен возрасти по сравнению с сегодняшним в среднем в 1,7—1,8 раза. Отсюда вытекает ряд конкретных задач, которые наше общество должно решить в течение 2000—2010 гг.:
  • обеспечить повышение реальных доходов граждан страны не менее чем на 75%;
  • резко снизить масштабы бедности, уменьшить примерно втрое численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;
  • увеличить к 2003 г. средний размер начисленных пенсий до уровня прожиточного минимума;
  • обеспечить поддержку и развитие социальных институтов, определяющих качество “человеческого капитала” (образование, здравоохранение, культура). Для этого расходы из бюджетов всех уровней на социальную сферу в реальном выражении должны увеличиться к 2010 г. по сравнению с 2000 г. не менее чем на 60%.

Ключевое условие решения данных задач — осуществление реформы заработной платы, которую в несколько приемов можно было бы поднять в 2—2,5 раза, что явилось бы объективным основанием для повышения уровня оплаты работающим населением издержек по содержанию жилья, медицинских услуг и т.п.

Сложившаяся система заработной платы в России носит внерыночный характер. Ее структура сохранилась с советских времен, и при среднем месячном заработке, эквивалентном 80 долл. (с теневой частью — 100—120 долл.), у населения нет возможности оплачивать жилье и коммунальные услуги по рыночным ценам. Из этой зарплаты нельзя отчислять средства на персональные пенсионные счета и на обязательную страховку здоровья. При существующем положении дел 70% расходов на содержание жилья, почти 100% выплат пенсий, подавляющую часть расходов на здравоохранение несет государство. Кроме того, низкий уровень зарплат привел к возникновению в России антирыночной налоговой системы, при которой население уплачивает лишь около 1/10 всех налогов (в рыночных странах — 40—60%), а подавляющая часть фискальной нагрузки приходится на бизнес, что значительно ограничивает возможности предприятий по собственному развитию. К тому же бизнес вынужден больше платить за газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, связь и ряд других услуг, субсидируя заниженные тарифы для населения, которые составляют лишь 50—70% от себестоимости.

Крайне низкая заработная плата не может создать стимулы к высокопроизводительному труду.

Одновременное реформирование налоговой системы, сферы услуг для населения и оплаты труда приведет к тому, что в среднем население будет расходовать на покупку товаров и услуг не 70—75% денежных расходов, как в настоящее время, а порядка 40—50%, что сопоставимо с ситуацией в США (около 25%) и в Западной Европе (около 30%). При этом значительно увеличатся налоговые платежи и прочие выплаты, производимые населением. Это позволит вместе с сокращением расходов бюджета на содержание жилья и дотации пенсионному фонду снизить нормативы корпоративных налогов и сборов с 35—40% стоимости реализованной продукции до приблизительно 25%.

Одним из способов проведения данной реформы могло бы быть законодательное установление нормального минимума зарплаты на предприятиях всех форм собственности с таким расчетом, чтобы разница между средней и минимальной заработной платой не превышала 4 раз. Такой принцип позволит в большей степени увеличить доходы малообеспеченных слоев населения. В этом же направлении будет действовать и введение полной оплаты жилья и коммунальных услуг самим населением. Как правило, малодоходные группы населения пользуются меньшим по площади и худшим по качеству жильем, издержки на содержание которого заметно ниже. Для наиболее бедных граждан при этом будут вводиться индивидуальные льготы по оплате жилья.

В целом реформа заработной платы и налоговой сферы должна быть направлена на сокращение разницы в уровнях доходов между богатыми и бедными. Задача заключается в достижении такого распределения доходов, при котором средний доход 10% богатых будет превышать средний доход 10% бедных не в 14—15 раз, как в настоящее время, а приблизительно в 7—8 раз, как это имеет место в странах Западной Европы.

Необходимость решения этих социальных задач при обеспечении достаточного уровня национальной безопасности задает предельно жесткие требования к экономическому росту. Его темпы должны быть не ниже 5—6% в среднем за год. А так как в перспективе среднегодовые темпы прироста первичных ресурсов не смогут превысить 2—4%, то повышение эффективности экономики должно составлять не менее 2—3% в год. Отсюда решающим условием обеспечения экономического роста (а значит, и всей стратегии развития России как социального государства) в ближайшие десять лет становится инвестиционный прорыв. Он предполагает:

  • обеспечение форсированного роста капиталовложений (их объем в предстоящее десятилетие должен, как минимум, удвоиться, т.е. инвестиции должны увеличиваться средним темпом не ниже 8—9% в год);
  • осуществление инвестиционного маневра в пользу секторов, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики в мировом хозяйстве;
  • обеспечение инвестиционной поддержки ряда ключевых секторов, не обладающих сегодня достаточным инвестиционным потенциалом, таких как сельское хозяйство и электроэнергетика;
  • обеспечение инновационного наполнения инвестиций (без этого инвестиционный рост будет вести к воспроизводству устаревших технологий и консервировать экономическую отсталость).

Но чтобы инвестиции стали действительно значимым фактором конечного спроса и стимулятором экономического роста, в их материальном обеспечении существенную роль должно играть отечественное производство инвестиционных товаров, в частности машиностроение. Это предполагает ускоренную модернизацию данного сектора экономики на основе как отечественного, так и импортного оборудования и технологий.

Необходимо подчеркнуть, что только модель экономического роста, ориентированная на рост благосостояния большинства населения, сможет реально вывести страну из социально-экономического кризиса, острота которого сегодня маскируется конъюнктурной волной оживления производства. Если же в экономической политике ставка будет сделана на “рост ради роста”, то обострение социальной обстановки в стране сможет прервать однажды и рост производства, и нормальное развитие государства.

 

  

 

Hosted by uCoz